СюжетыОбщество

По стремянке во времянку

Участники программы «Молодой семье — доступное жилье» убедились, что дыра в потолке не такая большая проблема, как дыра в законе

Этот материал вышел в номере № 42 от 21 апреля 2010 г.
Читать
В последнее время в Москве появился и сильно умножился новый социальный слой — самозахватчики. Это люди, в один прекрасный момент узнающие от чиновников, что их имущество, за которое они честно платили деньги, на самом деле им не...

В последнее время в Москве появился и сильно умножился новый социальный слой — самозахватчики. Это люди, в один прекрасный момент узнающие от чиновников, что их имущество, за которое они честно платили деньги, на самом деле им не принадлежит и никогда не принадлежало. Вот идет по улице москвич. Может, он самозахватчик из того самого «Речника». А может, из поселка «Сокол». Или член самозахватывающего гаражного кооператива с полувековой историей.

Впрочем, больше всего потенциальных самозахватчиков на сегодня — среди участников программы «Молодой семье — доступное жилье». Шутка ли сказать — 11 тысяч семей.

Вообще сама по себе федеральная программа очень даже неплохая, и в подавляющем большинстве регионов реализуется сносно. Впрочем, и у столицы на первый взгляд статистика приличная — 11 тысяч семей уже получили или в ближайшее время получат квартиры от правительства города.

Но все эти семьи проходят серьезное испытание, которое не под силу иногда даже бывалому военному.

Можно оказаться в ситуации обманутого дольщика и по нескольку лет ждать заселения в дом, безнадежно застывший на этапе котлована. Но и заселение — не победа. Потому что из квартиры, которую ты считаешь своей, в любой момент могут выкинуть.

В Химках, за известным торговым центром «Гранд», расположен жилой комплекс «Юбилейный», куда по программе должны заселиться 1035 молодых семей. Из окна видна Москва, Москва же покупает тебе квартиру, но ты, переехав сюда, становишься, извините, человеком Московской области — ни льгот столичных, ни субсидий на оплату услуг ЖКХ. Такой порядок предусмотрен договором, которые подписывают молодые семьи, вступающие в программу. Область, со своей стороны, не готова взять на себя лишний «социальный баланс». Для нее ты человек ниоткуда, а значит, никто. Школа, детский сад, поликлиника — по месту прописки, то есть по другую сторону МКАД.

Но многие молодые семьи теоретически были бы согласны на подобное поражение в правах, лишь бы получить заветные метры. Более того, они готовы за это бороться. Как боролась, например, семья Иванковских: Святослав, Елена и двое маленьких детей.

В очереди они стоят с 1999 г., а последние два года ждали заселения в уже готовый дом. И вот наступило время просмотра квартир. Начались чудеса.

«Как смотрели? Очень просто. Выдали нам лестницу типа стремянки, чтобы влезть в окно третьего этажа», — рассказывает Святослав Иванковский.

Зачем? Процитирую в ответ официальный документ, адресованный Святу (абсурдная природа бюрократическгого языка оттеняет абсурдность самой ситуации): «Департаментом Жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (ДЖП) рассмотрено ваше обращение по поводу заселения в жилое помещение, предоставленное в рамках программы «Молодой семье — доступное жилье». <…> В корпусе 4 ведутся работы по оборудованию входов к жилым помещениям, через нежилые помещения 1-го этажа. Корпус заселяется с 31.07.2009».

Каким образом корпус может заселяться с 31 июля, если на тот момент в дом не было входа? Компания-застройщик банально вырыла между тремя домами сорокаметровой глубины котлован, где со временем образуется паркинг, если, правда, туда не съедут сами дома. А так как из-за ямы к дому нельзя было подойти, то на комиссии в ДЖП решили проблему прорубанием дыр в потолке через так называемую техническую часть дома.

Я поехала на место.

Входишь в узкую дверь с тыльной стороны дома. В потолке подъезда прорублена внушительных размеров дыра, сквозь нее со второго этажа на первый спущена очень крутая деревянная лестница, которую можно было бы использовать как реквизит в очередном экстремальном шоу «Первого канала».

По лестнице, тем не менее, спускается мама с коляской. Коляску она тащит в руках, хотя это непросто и здоровому мужику.

Но молодые, конечно, счастливы. Заселили!

Выполняю работу госкомиссии. Ни на одном этаже нет пожарного гидранта, система сигнализации не работает, мусоропровод заварен (потому что он выведен в яму, к которой со стороны улицы невозможно подойти). И будет заварен, пока все не заселятся.

У квартиры Ивановских выдран счетчик. Поэтому света в квартире нет. Деткам пока это в радость, они маленькие еще (2,5 года и 11 месяцев). Елена готовит еду на газовой плитке, установленной на конфорках электрической плиты. Плитка питается от баллона.

Это не технический брак, а месть за попытку отстоять свои права. Свет не горит с 6 апреля, когда прибор выдрал электрик управляющей компании «Пик-комфорт». Он сделал это не в порыве похмельного самоуправства, а потому что Святослав отказался платить деньги ЦАЖ (Центру арендного жилья»).

Государственное унитарное предприятие (ГУП) «Московский городской центр аренды жилья» (МГЦАЖ) — головная боль всех участников столичных социальных программ, так или иначе связанных с жильем. (См. статью Натальи Черновой, «Новая газета», № 32 от 29.03. 2010.) Это, строго говоря, посредник между ДЖП и гражданами, фирма-прокладка, не выполняющая полезных функций, но требующая солидное вознаграждение за присутствие своей печати на договорах. И не важно, что ты не чиновник и не бизнесмен, а просто глава молодой семьи. Правила одинаковы для всех.

Святослав не хочет платить ЦАЖу не потому, что он жадный. Просто в договоре предварительной купли-продажи, заключенном с ДЖП, четко прописано: оплачивать услуги посредника нужно будет после государственной регистрации договора купли-продажи. Регистрации нет и не планируется. За что тогда платить? У ЦАЖа — своя правда. Не хочешь платить — отключим свет. И газ бы отключили, если бы был.

Отключает, конечно, не ЦАЖ, а управляющая компания «ПИК-комфорт». Разговариваю с ее директором Барановым. Его логика проста: я никаких законов не знаю, как скажут ДЖП и ЦАЖ, так и поступлю. Имею, мол, право — Иванковские тут никто. У них даже договора с нашей компанией нет. Одно слово, самозахватчики.

Зато у Святослава есть заключенный с ДЖП договор пользования, действующий до момента получения квартиры в собственность. Согласно федеральному законодательству, управляющая компания-монополист обязана заключить в таком случае с Иванковскими договор. Но Баранов, как было сказано, законов не знает.

Зато их знают в Федеральной антимонопольной службе. ФАС вынесла решение, согласно которому вся схема проведения договоров через ЦАЖ признана не соответствующей федеральному законодательству. И прокуратура Химок, почитав законы, пришла к выводу, что свет Иванковским отключили незаконно, вынесла соответствующее предписание. Баранов говорит, что включит свет «за пять минут», но только после отмашки из ЦАЖа.

Это не частная история. Другим участникам программы, отказывающимся платить ЦАЖу, уже прозрачно намекают, что в таком случае они разделят судьбу Иванковских. И угрожают: дело может дойти до выселения. Подавляющее большинство напугано и продолжает платить.

Именно наличие посредника и превращает социальную программу в коммерческую. Собственно городу участники платят 5% от остаточной стоимости квартиры в год — за предоставление денег в рассрочку. ЦАЖ накидывает еще 5%, причем на них почему-то начисляется 18% НДС. Итого: реальная «эффективная» ставка составляет 10,9% годовых, притом что Сбербанк, к примеру, недавно начал выдавать ипотечные кредиты под 10,5% годовых.

Но если проценты — рыночные, то сама стоимость квартиры определяется хитро. Чем дольше ты стоишь в очереди, тем дешевле для тебя метры. С одной стороны, это логично и справедливо, но с другой — много ли можно насчитать молодых семей, стоящих в очереди 20 и более лет? Ну хорошо, больше 10 лет? А ведь для тех, кто пришел в программу позже, действуют не понижающие, а повышающие коэффициенты. Следовательно, тех, кто переплачивает, гораздо больше, чем тех, кто получает метры льготно.

Нет порядка и в системе платежей. Оплата ДЖП, ЦАЖу и НДС (через налоговую) производится отдельно, при этом платежи могут быть квартальными, а могут — ежегодными. Сумма в годовом исчислении может быть незначительной, тысяч 20—30, а может достигать и 300 000 рублей.

Если ты их не выплачиваешь, то у ДЖП сразу появляется возможность разорвать договор в одностороннем порядке без возврата ранее выплаченных денег. На самом деле деньги возвращают, но не полностью и не сразу — за вычетом платы за пользование рассрочкой и «услугами» ЦАЖа. Зато из квартиры выселяют моментально. Потому что готовят ее под заселение новыми участниками программы, еще не познавшими ее изнанки.

В принципе если представить себе, что ЦАЖ создан не для решения социальных проблем, а для извлечения прибыли, то становится очевидно: чиновникам выгодно не регистрировать право собственности и постоянно подталкивать старых участников к выходу из программы. Они ведь свое уже заплатили. Впрочем, версия о банальном бюрократическом бездушии тоже правдоподобна.

P.S. Я знаю, как помочь Святу, его жене, детям и еще 11 тысячам семей. Искать справедливости в Москве и тем более в Подмосковье, очевидно, бесполезно. Единственный вариант — передать документы в Генеральную прокуратуру. Это уже сработало в ситуации с «Речником».

Не знаю только, кто ответит на вопрос — а кто-то ведь должен ответить — почему в нашей стране обретение счастья невозможно без унижения личного достоинства?

Департамент жилищной политики и жилого фонда правительства Москвы пока не ответил на запрос «Новой».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow