Сюжеты

Китайцев больше всего в Интернете

Популярность онлайн-сообществ пугает коммунистов

Этот материал вышел в The New York Times (30.04.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Повседневные интернет-привычки типичного 18-летнего студента по имени Ли Юйфэй проливают свет на то, почему американские IT-компании одна за другой терпят неудачу в попытках закрепиться в Китае, самой интернетизированной стране в мире. Ли...

Повседневные интернет-привычки типичного 18-летнего студента по имени Ли Юйфэй проливают свет на то, почему американские IT-компании одна за другой терпят неудачу в попытках закрепиться в Китае, самой интернетизированной стране в мире.

Ли ведет свой блог, скачивает из Интернета корейские телесериалы, поддерживает два сайта, посвященные музыке, и играет в онлайн-игру «Больница Жунгуан» на сайте Baidu.com

«Всем этим я занимаюсь с 11 лет, — говорит Ли, студент первого курса Шанхайского морского университета. — Сейчас я провожу в Интернете почти все свободное время. Все равно больше пойти некуда».

Недавнее решение Google сократить свою деятельность в Китае на время заслонило поразительную ситуацию, складывающуюся в этой стране: Интернет, уже ставший влиятельной социальной силой, теперь превращается в основной канал развлечений.

Информационная цензура, скучное государственное телевидение, ограничение на показ иностранных фильмов, — все это не нравится молодым людям, которые выбирают Интернет и возможность загружать на свои компьютеры все, что им нравится. Такие сайты, как Baidu, Tencent и Sina.com, привлекают миллионы молодых китайцев, увлекающихся онлайновыми играми, пиратским кино и пиратской музыкой, выращивающих виртуальные овощи на виртуальных фермах, ведущих микроблоги и обменивающихся мгновенными сообщениями.

Несмотря на то, что доступ к сайтам Facebook, Twitter и YouTube в Китае заблокирован, такие китайские социальные сети, как QQ Zone, Tianya.cn и Kaixin001.com, процветают и удивляют своими новациями.

Исследование, проведенное «Бостонской консалтинговой группой», показало, что в Китае (где насчитывается более 400 млн пользователей Интернета) интенсивность социальных связей гораздо выше, чем в США, и больше времени, чем китайцы, в Интернете проводят только японцы.

Аналитики утверждают, что Google пришлось бороться за позиции на китайском рынке отчасти потому, что в отличие от его основного китайского конкурента, Baidu.com, компании не удалось создать достаточно большое сообщество.

Неожиданная популярность онлайн-сообществ в Китае стала предметом озабоченности коммунистического руководства, обеспокоенного, что социальные сети способны порождать социальные движения, угрожающие руководящей роли коммунистической партии. Их пугает пример Хань Фэна, партийного функционера среднего уровня из Южного Китая, частный дневник которого недавно был опубликован в Интернете.

Хань записывал в дневник не только полученные им жирные взятки, но и детали сексуальной связи с сотрудницами. Резонанс, который получила публикация этих дневников в Интернете, стоил Ханю отставки и уголовного расследования.

«Правительство пугает непредсказуемость Интернета как организационной силы, — считает Ян Гобинь, адъюнкт-профессор Барнардского колледжа и автор книги «Власть Интернета в Китае», вышедшей в 2009 году в издательстве Колумбийского университета. — В основном в Интернете люди просто общаются, но его можно использовать и в других целях, в том числе политических».

Однако в первую очередь китайскую молодежь привлекает в Интернет не возможность организации сопротивления, но широкий выбор развлечений и общение.

Одним из заметных явлений последних лет стало появление неформальной молодежной сети добровольных переводчиков, изготавливающих китайские субтитры для американских телесериалов. Нередко китайские субтитры появляются в Сети уже через несколько часов после того, как серия впервые показывается на телеэкранах в США. После этого титры прикрепляются к видео, и каждый может бесплатно загрузить себе серию с одного из китайских файлообменных сайтов.

Китайские IT-компании усвоили урок: в китайском Интернете развлечения бьют политику. «Интернет — отражение реальной жизни, — говорит Гэри Ван, основатель и директор одного из крупнейших китайских файлообменных сайтов Tudou. — В реальной жизни люди ходят в бары, петь караоке, в гости и по магазинам. В Интернет они приходят заниматься тем же самым».

Как и их американские коллеги, китайские государственные телеканалы обеспокоены миграцией развлечений в Интернет и падением популярности телевидения. Отвоевать утраченные позиции они пытаются с помощью реалити-шоу и программ, скопированных  с американских.

Студент Шанхайского морского университета Ли Юйфэй говорит, что заходит в Интернет, для того чтобы найти круг общения, и сам его себе создает. В жизни это застенчивый молодой человек, у которого нет братьев и сестер, зато в Интернете его окружает уже 300 друзей, и он говорит, что находит в Интернете то, чего в других местах, особенно на контролируемом государством телевидении, найти было бы невозможно — например корейские телесериалы.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera