Сюжеты

Киносоюз: точка зрения

Этот материал вышел в № 45 от 28 апреля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Cобытия последнего года в российском кинематографе - создание жесткой вертикали власти в Союзе кинематографистов, начавшаяся реформа системы государственной поддержки кино, назначение восьми компаний национальными «мейджорами», жесткая...

Cобытия последнего года в российском кинематографе - создание жесткой вертикали власти в Союзе кинематографистов, начавшаяся реформа системы государственной поддержки кино, назначение восьми компаний национальными «мейджорами», жесткая критика политики Министерства культуры РФ и ряд других опасных, на наш взгляд, тенденций - требуют от членов нового киносообщества немедленных и экстраординарных действий.

Мы считаем своим долгом защитить отечественную кинокультуру от скоростных, проведенных без каких-либо профессиональных обсуждений, без серьезной и независимой экспертизы административных «инноваций» последнего времени. Нам важно проинформировать российскую общественность и различные органы власти о существовании иной, самостоятельной, свободной, нацеленной на развитие киноискусства точки зрения на происходящее.

Члены создаваемого сейчас профессионального киносообщества убеждены в том, что информационный ресурс «Киносоюз: точка зрения» призван и способен возместить не только отсутствие сегодня альтернативных взглядов, но и конкретных проектных предложений относительно совершенствования киножизни в нашей стране.

Киносоюз: точка зрения 1

В течение минувшей недели в прессе появились сообщения о двух событиях. Первое - проверка Счетной палатой деятельности департамента кино Министерства культуры РФ, после которой Аудитор заявил о нарушениях и даже преступлениях чуть ли не в каждом контракте, упирая, в основном, на срыв сроков выхода снятых при господдержке фильмов в прокат. При этом он потребовал передачи этих дел в Следственный комитет при Прокуратуре. Опытный дипломат министр культуры поблагодарил Счетную палату за критику, не говоря ни слова в защиту своих подчиненных. Не упоминая, в частности, о том, что контракты последних двух лет невозможно было выполнить в связи с недофинансированием их самим Минкультом, с одной стороны, и оттоком партнерских - частных и телевизионных - денег в связи с кризисом - с другой.

Второе событие напрямую связано с заказом аналитической справки о том, что такое артхаус, исследовательской компании «Movie Research Group», обслуживающей интересы СК. Слово артхаус неточное, ненавидимое всеми режиссерами, лишенное внятного содержания. В последнее время появились попытки считать артхаусом «Утомленных солнцем-2» с его бюджетом - по разным точкам зрения - от 42 до 70 миллионов долларов. Поистине, мы рождены, чтоб Кафку сделать былью.

На основании этих событий можно сделать вывод, что где-то готовится вторая ступень кинореформы. Видимо, через несколько месяцев вдогонку к «восьмистудийщине» появится какая-нибудь «восьмирежиссерщина» - список авторов, которым будет доверено изготавливать произведения уже авторского кино и представлять нашу Родину на мировой арене. Мы уверены, что в этом списке окажутся достойные люди, хотя многие не менее достойные в него, безусловно, не попадут. К примеру, что там делать Алексею Балабанову? Снимает он давно, каннских призов так и не привез, от его фильмов тянет неполиткорректным шовинизмом. Пусть на телевидении поработает. Попавшие в будущий пул режиссеры, как сегодня российские «мейджоры», начнут смущенно оправдываться, а обиженные - взывать к справедливости. Через пару месяцев недовольные устанут, и бредовая идея воплотится в реальность. А через год-другой станет ясно, что ситуация, когда у нас появлялось 7-10 действительно интересных с художественной точки зрения картин, оказалась не началом подъема отечественного кино, а его высшей точкой.

Мы далеки от мысли, что государство сознательно торпедирует идеи развития собственной киноиндустрии. Скорее, ведомое благими намерениями и негодными лоцманами, оно, как это часто у нас бывает, ведет себя, как слон в посудной лавке. Мы много раз уже видели конец дороги, вымощенный, казалось бы, благими идеями реформ. Только, в отличие от спорта, у российского кинематографа не будет ни Ванкувера 2010, ни Сочи 2014. Мы растеряем все свои завоевания в тишине, так и не реализовав накопленный творческий потенциал.

Ровно год назад появились слухи, домыслы, газетные утки. И самые, как тогда представлялось, нелепые из них - оказались фактической политикой государства в сфере киноиндустрии. Нарождающийся киносоюз не может молчать, потому что ни существующий Союз кинематографистов в его нынешнем состоянии, ни Министерство культуры - защитить судьбы российского киноискусства уже не могут.

Мы должны внятно заявить власти, что подъем отечественного кино в последние годы действительно был, и почти все заметные новые режиссеры состоялись, в том числе и благодаря грантам Министерства культуры. Именно они помогали снимать и уже известным мастерам. Сегодня мы обязаны донести до правительства, которое пользуется советами недобросовестных экспертов, что наше кино нельзя загнать в тесную искусственную резервацию авторского кино.

Предполагаемое ограничение списка режиссеров, допущенных к господдержке, приведет отечественную киноиндустрию сначала к застою, а потом к коллапсу.

Во всех развитых европейских странах существует продуманная политика помощи национальному киноискусству, но везде ее единицей является сам проект и только он, а не имя, студия, статус, тем более, связи в верхах. Нынешняя система функционирования кино, в принципе, могла бы развиваться, исходя из уже имеющихся механизмов. Нужно только освободиться от груза отживших схем, организационного несовершенства, сделать прозрачной систему конкурсов. Очередная непродуманная реформа приведет лишь к тому, что большую часть авторских фильмов будут снимать умелые спекулянты и имитаторы, как это часто бывает в результате санкционированной заинтересованными силами компанейщины.

Мы против решений, которые принимаются келейно, одной «группой товарищей» без диалога с иначе думающими кинематографистами. Против того, что якобы от нашего имени поддерживаются предложения, которые мы никогда не обсуждали. На это обстоятельство следует обратить внимание не только правительства, законодательной и исполнительной власти, всего российского общества. Этому смысловому произволу необходимо противостоять.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera