Сюжеты

Попытки одолеть сомалийских пиратов в море силами ВМФ не имеют никакого смысла

Этот материал вышел в № 48 от 7 мая 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Войтенко МихаилВедущий эксперт по морскому пиратству

История с захватом танкера Moscow University Новороссийского морского пароходства (входящего в группу компаний Совкомфлот), к счастью, благополучно завершилась. Военные освободили судно в течение суток, никто из экипажа не пострадал....

История с захватом танкера Moscow University Новороссийского морского пароходства (входящего в группу компаний Совкомфлот), к счастью, благополучно завершилась. Военные освободили судно в течение суток, никто из экипажа не пострадал. 

Отдадим должное мужеству экипажа и капитана, переживших осаду. Скорее всего, вариант эвакуации в машинное отделение отрабатывался экипажем заранее, в ходе учебных тревог. Уходя в машинное отделение, экипаж, конечно, берет с собой и средства связи, но это не спутниковый телефон, а переносные рации типа воки-токи, работающие на пределе визуальной видимости. Подошедшим к захваченному судну военным необходимо знать самое главное — в безопасности ли экипаж, развязаны ли у морской пехоты руки для боевых действий. Как только военные убеждаются путем переговоров по рации, что экипаж в безопасности, они смело идут на штурм, риска для гражданских моряков нет. Освобождение «Московского университета» военными стало как минимум третьим случаем такого рода. Совсем недавно европейский спецназ освободил немецкий контейнеровоз с экипажем, укрывшимся в машинном отделении. В составе экипажа были граждане России.

Захват российского судна с российским экипажем был лишь вопросом времени. В опасных водах восточной части Индийского океана регулярно ходят суда Совкомфлота, Приморского пароходства, Мурманского пароходства, других компаний. Как правило, российские судовладельцы вообще и Совкмофлот в частности делают все возможное для обеспечения безопасности судов при прохождении ими Аденского залива, но, к сожалению, этого уже недостаточно. Опасны воды почти всей восточной части Индийского океана. Гарантия от пиратов на сегодня только одна — присутствие на борту судна вооруженной охраны, желательно военной, а не частной, потому что у военных другое вооружение и совсем другой юридический статус, им не надо думать о возможных последствиях стрельбы на поражение. При этом обеспечение судов военной охраной, командой из 4-6 человек, намного дешевле, чем содержание в Аденском заливе огромной эскадры военных кораблей. Охрана на борту почти стопроцентно эффективна, тогда как конвои, сопровождаемые военными кораблями, как видим, такой гарантии не дают.

Принято считать, что в прошлом году пираты получили выкупов на общую сумму около 60 миллионов долларов. Содержание в Аденском заливе в год только кораблей Евросоюза EU NAVFOR (без учета НАТО, США, Индии, Китая, России, Японии, Кореи, Малайзии и др.) обходится минимум в 550 миллионов евро, точную цифру Евросоюз стал скрывать, стыдно.

Итак, эффективность действий военных, мягко говоря, невысока. Как же побороть пиратство? На мой взгляд, провал всех многочисленных международных инициатив заложен уже в изначальной оценке самого явления. Сомалийское пиратство приравнивают либо к терроризму, либо к организованной преступности, а это не просто передергивание и натяжка, это ложь.

Пиратство в Сомали — единственный процветающий сектор экономики, единственно доходный, по-настоящему народный промысел. Захват судов поставлен на поток, это способ выживания населения. И на данном этапе полностью извести сомалийское пиратство невозможно.

Что же нам предлагают? Говоря прямым текстом, нам предлагают бредовые проекты. Два самых заметных — запрет на выплату выкупа и уголовное преследование пиратов. В первом засветились США. Недавнее распоряжение президента Обамы о санкциях против тех, кто сотрудничает с лицами и организациями Сомали, объявленными вне закона постановлением ООН, вызвало бурю протестов в морском сообществе. Оно ставит жизни сотен людей под угрозу медленной смерти в пиратском плену, а ценности на сотни миллионов долларов — под угрозу уничтожения. Причем обосновывается это только одним рассуждением — мол, пираты убедятся в экономической неэффективности своего промысла. Традиционный, надо сказать, ход американской мысли.

Второе предложение традиционно наше, российское — это инициатива о неотвратимости наказания. У наших хватило ума засветиться с этим на весь мир с трибуны ООН. Постольку, поскольку сомалийское пиратство захватывает широкие слои обычного гражданского населения, говорить о неотвратимости «наказания для всех» просто глупо. Многие из этих пиратов будут рады даже российской тюрьме — они впервые в жизни будут уверены, что каждый день им обеспечат еду и постель, врачей, наконец, утром они будут относительно уверены в том, что доживут до вечера. На место одного задержанного встанут десять желающих.

Все это означает, что сегодня решения «проблемы сомалийского пиратства» нет. Есть «проблема Сомали». Раздаются отдельные голоса, что проще «навести порядок в Сомали», а говоря прямо — оккупировать страну и просто кормить ее население, а не отлавливать его в море.

Понятно, что «навести порядок» в этой части побережья Индийского океана невозможно без реального плана действий и сотрудничества мирового сообщества, в первую очередь ведущих стран мира. Но никто из них ничего подобного и не предлагает. История с хорошим концом о захвате пиратами российского танкера, это на самом деле лишь небольшой эпизод мрачной драмы под названием «мировые проблемы и мировое устройство».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera