Сюжеты

Современный мир: плагиат, прагматизм, каннибализм?

Этот материал вышел в The New York Times (07.05.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Томас Элиот как-то заметил, что «незрелые поэты подражают, зрелые поэты крадут». Так было до цифровой эпохи сбора агрегирования, копипейста и, будем откровенны, безудержного воровства. В наши дни так просто выйти в Сеть, прочитать текст и...

Томас Элиот как-то заметил, что «незрелые поэты подражают, зрелые поэты крадут». Так было до цифровой эпохи сбора агрегирования, копипейста и, будем откровенны, безудержного воровства. В наши дни так просто выйти в Сеть, прочитать текст и скопировать его, что школьные учителя заговорили о том, как сложно научить детей понимать, что такое плагиат.

Агентству Associated Press настолько надоели люди, крадущие его тексты, что оно создает цифровой реестр новостей, чтобы предотвращать неправомерное использование контента. Для этого они собираются использовать систему меток и отслеживать распространение статей.

Нам еще предстоит увидеть, насколько успешными окажутся попытки контролировать электронное медиапространство, суть которого заключается в его способности к воспроизведению информации. У меня есть некоторые сомнения. Конечно, в плагиате нет ничего нового. Писатели от Вергилия до Гете в своей работе стирали тонкую грань между заимствованным и оригинальным.

Однако новым явлением стало исчезновение самого понимания разницы между оригинальностью и плагиатом, или, другими словами, появление представления о процессе создания как сбора и сведения чужих идей с целью выражения духа времени. Если наш сетевой мир во все большей степени становится нашим миром вообще, как могут авторы отражать действительность, не обратившись к любимому методу Интернета — плагиату?

Этот вопрос может показаться странным. Плагиаторы крадут части текста или идеи без указания авторства. В сетевом мире ничто не мешает отдавать должное авторам текстов. Не считая того, что простота и удобство доступа к информации, а также ее количество создают мир, в котором вопрос принадлежности играет менее значимую роль.

В контексте этого обсуждения меня заинтересовал случай 17-летней немецкой писательницы Хелен Хегеманн. Ее роман «Придорожный аксолотль», описывающий активную и богатую на события жизнь берлинских любителей ночных клубов, стал бестселлером. Книга собрала немало положительных рецензий, пока кто-то не заметил, что часть текста была взята из романа «Стробо», написанного блоггером по имени Airen. Среди прочего в книге была воспроизведена фраза из романа: «Берлин существует, чтобы все смешивалось со всем».

Хегеманн повела себе дерзко. «Старики-критики, — заявила она, — ничего не понимают. Это наш мир, мир, в котором тексты крадут, где грани оригинальности стираются окончательно, и книга в том числе должна была показать и это. Оригинальности не существует, есть только искренность».

Так что «Придорожный аксолотль» «искренен», так как отражает мир 17-летней немки, мир, в котором, по словам одного из персонажей, «я подбираю все, что меня вдохновляет». Хегеманн также утверждает, что в книге «нет ничего от меня», добавляя, что даже она сама себе не принадлежит.

Как отмечает Лора Миллер на сайте Salon.com — заметьте, я указываю авторство, — «кажется, что люди младше 25 стали подобием изолированного амазонского племени, от которого нельзя ожидать, что оно поймет наши запреты на полигамию и каннибализм, несмотря на то, что они выросли среди нас».

Надо сказать, что глядя на своих детей-подростков, я иногда чувствую то же самое. Они живут в другом мире. Конечно, это не значит, что каннибализм — или плагиат — стал чем-то хорошим. Но, как мне кажется, второй из них неизбежен (как это ни печально), учитывая нашу цифровую жизнь. В общем и целом я на стороне Хегеманн и того, что она говорит.

Два замечания напоследок. Во-первых, информационная какофония достигает такого уровня, что иногда для меня единственный способ думать самостоятельно — это на время выключаться из общего потока. Во-вторых, агрегирование намного дешевле, чем оригинальность. Репортаж обходится дороже, чем сбор информации. Экономика XXI века сама приводит к плагиату. Вопрос в следующем: что произойдет, когда никто не захочет платить за создание оригинальных текстов и воровать будет больше нечего?

Присылайте комментарии на адрес: intelligence@nytimes.com

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera