Сюжеты

Wal-Mart: сети, в которые попадет Индия

Этот материал вышел в The New York Times (07.05.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

На первый взгляд огороды в деревне Хайдер-Нагар на севере Индии ничем не отличаются от множества маленьких, бедных ферм по всей стране. Но присмотревшись, посетители могут увидеть ряд интересных экспериментов: ловушки для насекомых из...

На первый взгляд огороды в деревне Хайдер-Нагар на севере Индии ничем не отличаются от множества  маленьких, бедных ферм по всей стране.

Но присмотревшись, посетители могут увидеть ряд интересных экспериментов: ловушки для насекомых из многоразовых полиэтиленовых пакетов; бамбуковые палки, помогающие выращивать более крупную и прямую китайскую горную тыкву; рассада в пластмассовых лотках, накрытых мелкой сеткой.

Конечно, это не самые высокотехнологичные нововведения. Но они играют ключевую роль в достижении целей организации, помогающей проводить их в жизнь, — сети супермаркетов Wal-Mart.

Спустя два года после прихода Wal-Mart в Индию компания пытается добиться в местном сельском хозяйстве тех же перемен, которых добилась в разных отраслях по всему миру, — поменять бизнес-модель за счет использования своих гиперэффективных практик, чтобы повысить продуктивность и ускорить товарооборот.

Присутствием компании в стране довольны не все. Многие индийские активисты и законодатели ненавидят супермаркеты. Они боятся, что компания разорит миллионы владельцев маленьких магазинчиков по всей Индии. Власти страны все еще не позволяют Wal-Mart и другим иностранным компаниями продавать товары напрямую потребителям.

Но Wal-Mart не сдается, ведь ее планы в Индии крайне важны для глобальной стратегии развития компании. Столкнувшись с перенасыщенными рынками в США и других промышленно развитых странах, Wal-Mart стремится занять место в странах с переходной экономикой, таких как Индия, где доля современных магазинов составляет лишь 5% от общего рынка.

Центральным элементом в планах компании является установление хороших отношений с фермерами. Хотя Wal-Mart хочет продавать в Индии многие из своих традиционных товаров вроде одежды, электроприборов и хозтоваров, возможно, самыми главными из них являются продукты питания. Чтобы привлечь достаточное количество покупателей, Wal-Mart должна продавать продукты высокого качества по низким ценам.

Проблем хватает. Покупка и транспортировка продуктов — сложные задачи, так как в Индии есть миллионы небольших ферм, а сельскохозяйственная система основана на посредничестве.

Выращивающие овощи для Wal-Mart фермеры из Хайдер-Нагара, деревни в Пенджабе, главном сельскохозяйственном штате страны, говорят, что им нравится работать с компанией. По их словам, она платит им на 5-7% больше, чем они получили бы на местных оптовых рынках. И им не приходится платить за перевозку продуктов, так как Wal-Mart сама забирает их с полей.

Абдул Маджид, продающий Wal-Mart огурцы, говорит, что с тех пор как он начал следовать советам компании и ее партнера Bayer CropScience, когда и чем надо удобрять поля — больше цинка, меньше поташа, — его урожаи выросли на 25%.

Мохаммед Ханиф, фермер из соседней деревни, говорит, что до того как начал работать с Wal-Mart, поставлял продукты для двух других компаний, но одна из них закрылась, а вторая обманывала его и задерживала оплату. «Wal-Mart намного лучше, но их закупщики придирчивы. Они забирают лучшие овощи и оставляют ему менее качественные, которые затем все равно приходится отвозить на оптовые рынки. Надо налаживать отношения, — говорит он на хинди. — Wal-Mart платит вовремя. Мы бы только хотели, чтобы они покупали больше».

Многие индийские компании свернули или вовсе отказались от планов создавать супермаркеты. Некоторые компании росли слишком быстро и прогорали. Но многие другие споткнулись на многочисленных гордиевых узлах индийского сельского хозяйства: закон налагает ограничения на то, кто может покупать урожай у фермеров, 35% овощей и фруктов пропадают из-за неэффективности транспортной инфраструктуры, а фермеры зарабатывают слишком мало, чтобы иметь возможность вкладывать деньги в развитие своих полей.

Wal-Mart также ограничена запретом, наложенным Нью-Дели на иностранные розничные сети. Они не имеют права продавать товары напрямую потребителям.

«Отсутствие доступа к собственным розничным магазинам за счет собственных инвестиций — серьезное препятствие, — говорит Радж Джаин, глава индийского отделения Wal-Mart. — Как платить за поставки, если мы не имеем доступа к прилавку?»

В настоящее время Wal-Mart работает в Индии через совместное предприятие с индийским конгломератом Bharti Enterprises. Партнерам принадлежат равные доли в компании Bharti Wal-Mart, которая поставляет продукты в розничные магазины, полностью принадлежащие Bharti, и ведет оптовую торговлю с магазинами, отелями и другими коммерческими предприятиями.

В 1990 году Wal-Mart начала работу в Китае, Мексике и Бразилии. Теперь компании принадлежат сотни магазинов в этих странах. Для сравнения: у Bharti Wal-Mart всего лишь один оптовый магазин, и компания планирует открыть в ближайшем будущем еще два.

Последние два года Wal-Mart провела, налаживая отношения с фермерами и поставщиками, чтобы поставлять продукты в магазины Easy Day, принадлежащие Bharti, в столице и ее окрестностях, компания строит большую базу сбыта на окраинах Нью-Дели.

Джаин настроен оптимистично. По его словам, в будущем компания начнет сотрудничать с другими фермерами и магазинами в Пенджабе и соседнем штате Харьяна, а затем будет расширяться дальше. «Это эксперимент в контролируемых условиях, — говорит он. — Пройдет какое-то время, прежде чем этот проект станет самодостаточным и экономически целесообразным. Когда это произойдет, надо будет идти в другие регионы и доказывать, что модель работает».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera