Сюжеты

И не шьют, и не вяжут

Этот материал вышел в The New York Times (07.05.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Что общего между нью-йоркским районом индустрии моды и коралловым рифом? На коралловом рифе обитает множество разных существ: губки, змеи, рыбы-клоуны, барракуды. В районе швейной индустрии — тоже. Коралловый риф — это блещущий...

Что общего между нью-йоркским районом индустрии моды и коралловым рифом? На коралловом рифе обитает множество разных существ: губки, змеи, рыбы-клоуны, барракуды. В районе швейной индустрии — тоже. Коралловый риф — это блещущий разнообразием мир с живой и оригинальной архитектурой. То же можно сказать и о зданиях в районе индустрии моды. Если плыть вместе с течением вдоль кораллового рифа, то, как сказал недавно дизайнер Йохли Тэн, «никогда не знаешь, кого встретишь».

Мы разговаривали с Йохли Тэном, стоя возле здания в конце Западной 36-й улицы. Этот 17-этажный дом ничем не выделяется среди других зданий района, в котором некогда было сосредоточено до 90% всей американской швейной индустрии.

Ситуация начала меняться примерно полвека тому назад. В это время массовое швейное производство начало неумолимо мигрировать за границу, а в конце 90-х годов прозорливые инвесторы начали активно скупать в этом районе беспрецедентно дешевую для центра Манхэттена недвижимость и реконструировать ее.

Квартиры в домах в этом районе стали заполняться людьми, которые целыми днями корпели уже не за швейными машинками, а за компьютерами. И постепенно район, в течение ста лет служивший одним из основных источников налогов в городскую казну, дававший работу новым иммигрантам и рождавший на свет инновации, начал напоминать коралловые рифы нашей планеты — он начал умирать.

«Дизайнеры одежды могут работать только при наличии сложной поддерживающей экосистемы», — говорит директор независимого Фонда дизайна общественных помещений Дебора Мартон. Понимая это, в прошлом году Американский совет дизайнеров одежды совместно с Фондом дизайна выступил с проектом изучения коммерческой экосистемы, находившейся на грани полного исчезновения. По совпадению вскоре рынок коммерческой недвижимости в Нью-Йорке рухнул, и район швейной индустрии получил отсрочку смертного приговора.

Исследование, результаты которого будут обнародованы в июне, показало, что даже в наши дни на долю швейной промышленности приходится 28% всех производственных рабочих мест в Манхэттене. Авторы доклада пришли к выводу, что район швейной индустрии обладает значительно большим культурным потенциалом, чем можно было предположить. Именно здесь возникает множество идей и инноваций, и именно этот район магнитом притягивает к себе тех, кто стремится в Нью-Йорк в надежде найти свое место во всемирной столице моды.

«Заходите! — командует Йохли Тэн журналисту, который как раз собирался осмотреть дом №347 по 36-й Западной улице — здание, общей площадью в 9300 кв. м, построенное в 30-е годы по проекту братьев Джорджа и Эдварда Бламов и несущее такие характерные приметы своего времени и предназначения, как пологие выступы по линии крыши, отделанный мрамором холл, гигантские грузовые лифты и прочнейший деревянный пол, способный выдержать тяжелые станки. — Давайте посмотрим, кто еще не ушел».

Как это нередко случается, в доме №347 по 36-й Западной улице поддерживается хрупкий баланс. По данным муниципалитета, в индустрии моды работают примерно 38% жильцов дома. Остальные занимаются самыми разными вещами: например, в пентхаусе на крыше находится мастерская скульптора Кейт Эдмайр, в этом же доме работает коммерческий фотограф Стив Джиралт, первый этаж занимает Национальный театр комедии, а на седьмом этаже находится магазин торговца африканским антиквариатом Амайаса Нэджили.

«14 лет назад, когда я только въехал сюда, кроме моего магазина тут были только швейные цеха», — вспоминает Амайас Нэджили.

Когда рабочий день заканчивался, лифт превращался в средство вертикального транзита иммигрантов. Сотни рабочих из Мексики, Китая, Гватемалы, Эквадора и стран Карибского бассейна заполняли кабины, направлявшиеся вверх, потому что вниз они шли уже совсем переполненными.

«Потом все изменилось», — продолжает Амайас Нэджили. Владелец здания сменился уже более десяти лет назад. Новые хозяева наняли архитектора из Атланты, который реконструировал холл и мрачные, ветхие старинные туалеты и обшил деревянными панелями стены на лестничных площадках. Разумеется, цены на аренду помещений в доме взлетели вверх, швейные цеха стали один за другим переезжать в другие места, а их место начали занимать мелкие фирмы, например независимые киностудии.

«Поначалу никто не хотел переезжать в район швейной индустрии, — рассказывает глава управляющей домом компании Winokur Group, Бэрри Бернстайн, имея в виду тех, кто занял место швейных производств. — Но вскоре все сообразили, что здесь очень удобное местоположение, а аренда недорогая, и вот уже все хотят сюда переехать».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera