Сюжеты

Старое доброе 3D

Этот материал вышел в The New York Times (14.05.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Историки кино будущего, возможно, отметят 3D-ажиотаж 2010 года. С коммерческой мощью 3D-технологии спорить сложно. В кинотеатрах надбавка к стоимости просмотра за одноразовые (точнее, подлежащие переработке) очки в толстой оправе выросла с...

Историки кино будущего, возможно, отметят 3D-ажиотаж 2010 года. С коммерческой мощью 3D-технологии спорить сложно. В кинотеатрах надбавка к стоимости просмотра за одноразовые (точнее, подлежащие переработке) очки в толстой оправе выросла с трех до пяти, иногда даже семи с половиной долларов за билет. Но повышение цены совсем не мешает любителям кино. Наоборот, покупка билета в 3D-кинотеатр теперь кажется очень выгодной сделкой.

Через шесть месяцев, после того как обсуждение «Аватара» в преддверии его выхода на экраны достигло апогея, фильм заставил скептиков замолчать, собрав только в США около 750 млн долларов. Не все эти деньги принесли именно 3D-показы, однако триумф «Аватара» помог показать рентабельность этого формата. Успех других недокументальных фильмов в формате 3D, вышедших в этом году («Алиса в Стране чудес», «Битва титанов» и «Как приручить дракона»), укрепил в этой мысли.

Технология 3D привлекает в кинотеатры толпы людей, которые в другом случае остались бы дома. С момента появления телевидения владельцы кинотеатров и голливудские студии жили в страхе — иногда тайном, иногда явном, — что какое-нибудь новое изобретение заставит людей перестать ходить в кино. Как это ни парадоксально, теперь стереовидение мигрирует из кинотеатров в гостиные. В магазинах электроники можно найти 3D-телевизоры, и по мере восстановления экономики они появятся во множестве гостиных.

Так что нет никаких сомнений, что все вокруг охвачены приступом экономического оппортунизма, и студии наперегонки переделывают двухмерные фильмы — вроде «Битвы титанов» и диснеевской «Алисы в Стране чудес» — в трехмерные или добавляют новые главы в существующие киноэпопеи. В этом году мы увидим не только четвертого «Шрека» и «Историю игрушек. Большой побег», но еще и кровавый фильм о рыбах «Пиранья 3D», а также полноценные продолжения танцевальной серии «Шаг вперед» и каскадерского сериала «Чудаки».

Возникает вопрос: что нового добавляет фильму третье измерение и подходит ли оно для любых фильмов? Роджер Эберт в критическом эссе «Почему я ненавижу 3D (и вам тоже стоит)», опубликованном в журнале Newsweek, пишет, что не может представить себе исполненную в 3D серьезную мелодраму вроде «Мне бы в небо» или «Повелителя бури». Эберт также не считает, что на это способно большинство режиссеров (если честно, я тоже). Но когда-то были критики, скептически относившиеся к звуковому и цветному кино. Считалось, что нововведения лишали кинематограф художественных достоинств.

Пока 3D удачнее применяется в анимации, чем в игровом кино. «Аватар», с его использованием технологий захвата движения и компьютерной графики в сочетании с реальными актерами и декорациями, — исключение, доказывающее правило.

Фильмы, поражавшие наших родителей или нас самих в молодости, теперь кажутся скрипучими и старомодными, милыми, а не сногсшибательными. Это же произойдет с 3D, и, возможно, быстрее, чем мы думаем.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera