Сюжеты

Дьякон не зря секундантом был

«Дуэль» в М.Х.Т. имени Чехова

Этот материал вышел в № 50 от 14 мая 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Елена Дьяковаобозреватель

 

Повесть о плохом хорошем человеке на Малой сцене поставил Антон Яковлев. Спектакль добротен, тщательно выделан, в нем есть те «скромность и джентльменски покойный тон», которые так ценил Чехов (по крайней мере — герой его «Скучной...

Повесть о плохом хорошем человеке на Малой сцене поставил Антон Яковлев. Спектакль добротен, тщательно выделан, в нем есть те «скромность и джентльменски покойный тон», которые так ценил Чехов (по крайней мере — герой его «Скучной истории») в трудах русских ученых-естественников.

Бенефисная роль — у Дмитрия Назарова, доктора Самойленко.

Белая декорация сценографа Николая Слободяника — и дощатая пристань жаркого и малярийного городка на Кавказе, и дома конфузливых, измученных рефлексией «колонизаторов» края. Едет прелестная и смешная повозка купца Ачмианова, полная кружевных зонтиков и летних шляп, щедро расписанная горными красотами. Бритоголовые коренные жители в выцветших халатах молча бьют камень, странно соответствуя реплике дьякона Победова (Валерий Трошин): «Вот вы все… постигаете слабых и сильных, книжки пишете и на дуэли вызываете… а из Аравии прискачет на коне новый Магомет с шашкой, и полетит у вас все вверх торамашкой, и в Европе камня на камне не останется».

 Но на сцене — 1891 год. На коне и с шашкой прискачут еще нескоро. Серьезными проблемами русской жизни кажутся желчная и нервическая лень Лаевского (Александр Усов), волчья четкость фон Корена (Евгений Миллер), заеденного безответственностью внуков Печорина и Рудина, сияющая дамская дурь Надежды Федоровны (Елена Панова): «Как это можно серьезно заниматься букашками, когда страдает народ?». Собственно… из-за них, голубчиков (и на них, голубчиков, — всею тяжестью), Отечество и полетит «вверх торамашкою».

 Но это твердо поймет автор «Трех сестер». А «Дуэль» написана молодым Чеховым в редком для него жанре идиллии. Тут он еще надеется возделывать и осушать малярийные болота душ с перемежающейся лихорадкой самоедства — медленно и методично, как насаждают сады и виноградники на трудной земле.

 Тут — Чехов сам колонизатор, его зона рискованного земледелия — «мыслящая Россия», его семена твердых сортов — покаяние, примирение, труд (долгий и суровый, как гребля на веслах в шторм в финале повести). С ним — нелепый юный дьякон с бычками на кукане, счастливый любой жизнью (чего вообще-то русский человек не умеет), воистину пришедший напомнить о Христе дуэлянтам. И неистощимая доброта, медвежий уют, глубокая русскость доктора Самойленко. (Игра Дмитрия Назарова так органична, что просится простодушное «Как живой!».)

 Это и показано в трехчасовой «Дуэли» — с сохранением всех споров и идей.

 «Крейцерова соната», предыдущая постановка Антона Яковлева в М.Х.Т., резче уходит в своеволие театральной суггестии, в лепку своего мира своими средствами. Особо там хорош финал, серебряный блеск и олений рев тромбона: на нем играет, с ним борется, его любит Позднышев (Михаил Пореченков). У Толстого, натурально, о тромбоне ни слова — но переплавка текста в театр имеет свои права.

 В замечательно добротной (даже в малых ролях) «Дуэли» Яковлев этими правами не пользуется. Чехов тут точно перечитан вслух при свете софитов. «Россия-которую-мы-не-читали» для режиссера важнее воли к самовыражению.

 …То ли это недостаток премьеры, то ли некий личный жест. Вроде каждодневных двенадцатичасовых трудов Лаевского в финале повести.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera