Сюжеты

Чужие университеты

Этот материал вышел в The New York Times (21.05.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Что является ключом к успеху? За исключением таких экзотических вариантов, как участие в реалити-шоу, стандартный и, как некоторые считают, не всегда продуманный ответ гласит: университетский диплом. Представление о том, что четырехлетнее...

Что является ключом к успеху? За исключением таких экзотических вариантов, как участие в реалити-шоу, стандартный и, как некоторые считают, не всегда продуманный ответ гласит: университетский диплом.

Представление о том, что четырехлетнее высшее образование означает в дальнейшем лучшую работу, более высокий заработок и счастливую жизнь, давно утвердилось в головах школьников, а также их родителей и учителей во всем мире. Однако у этой прописной истины имеется оборотная сторона.

Согласно прогнозу американского министерства образования, не более половины из тех, кто поступил в колледжи в США осенью 2006 года, сумеют получить желанную степень бакалавра в течение шести лет.

Среди студентов, которые плохо учились в средней школе, счастливчиков еще меньше: 80%, скорее всего, не только не станут бакалаврами, но даже не получат сертификат, свидетельствующий о двух годах пребывания в колледже. Это будет означать, что они потратили впустую немало денег и времени.

Немногочисленная, но влиятельная группа американских экономистов и преподавателей пропагандирует альтернативную идею: некоторым молодым людям нет смысла учиться в колледже.

По мнению этих специалистов, пора разработать варианты достойной альтернативы для тех, кто в силу своих способностей или сложившихся обстоятельств вряд ли получит ученую степень.

Среди сторонников этого подхода — экономисты Ричард Веддер (Университет Огайо),  Роберт Лерман (Американский университет), Джеймс Розенбаум, профессор педагогики Северо-Западного университета (Иллинойс). Они советуют некоторым студентам ограничиться курсом профессиональной ориентации.

Пока нигде в мире нет достаточно успешной программы такого рода, однако Роберт Лерман приводит в качестве примера исследование, проведенное прошлым летом немецкой аспиранткой. Полученные данные показывают, что из тех, кто успешно сдал «абитур» (экзамен, прохождение которого открывает в Германии путь к почти бесплатному высшему образованию), примерно 40% предпочли университету стажировку в таких областях, как торговля, бухгалтерский учет и IT.

«Получить подготовку по некоторым специальностям, например медсестры, можно и вне колледжа, — считает профессор Ричард Веддер, основатель независимой организации «Центр доступности и продуктивности колледжей» в Вашингтоне. — Сегодня требуется больше микрохирургов, чем 10-15 лет назад. Однако микрохирургов нужно не так уж и много, если вспомнить о медсестрах — их в ближайшие десять лет потребуется сотни тысяч».

Согласно статистике, из 30 специальностей, спрос на которые в следующие десять лет в США, как ожидается, будет расти быстрее всего, только семь требуют степени бакалавра. В списке десяти таких специальностей только две требуют высшего образования. Это бухгалтерский учет (минимум степень бакалавра) и преподавание в высшей школе (минимум докторская степень).

Однако ожидается, что наиболее востребованными специалистами станут медсестры, сиделки, сотрудники службы поддержки покупателей и продавцы. Чтобы работать на этих должностях, высшее образование не нужно.

Ричард Веддер часто напоминает, что 15% почтальонов в США имеют высшее образование: «Некоторые из этих людей за деньги, потраченные на учебу, могли бы купить себе дом».

Экономист из Американского университета в Вашингтоне Роберт Лерман утверждает, что некоторым выпускникам средней школы пошло бы на пользу умение разговаривать и правильно вести себя на работе. Опросы работодателей показывают, что именно на эти качества, а не на академические успехи кандидата они в первую очередь обращают внимание. Судя по результату опроса, проведенного в 2008 году среди более чем 2000 работодателей штата Вашингтон, основными недостатками впервые поступающих на работу молодых людей работодатели считают неспособность принимать решения, разрешать конфликты, сотрудничать с коллегами и внимательно слушать их.

Несмотря на несомненную важность этих данных, программы профориентации, обучающие коммуникационным навыкам, стали жертвами движения за повышение образовательных стандартов, основным критерием которых является готовность к поступлению в колледж.

Некоторые педагоги отстаивают идею радикальной реформы системы общественных колледжей, считая, что их основной задачей должна стать общая профориентация. Профессор Лерман полагает, что система подготовки специалистов на производстве нуждается в серьезных государственных и частных инвестициях. Он с восторгом рассказывает, например, о внедренной сетью аптек CVS системе подготовки ассистентов фармакологов прямо на рабочих местах. Многие из получивших такую подготовку впоследствии решают стать дипломированными фармакологами.

«Здравоохранение — это одна из отраслей, где дисбаланс рабочей силы очевиден, — считает Роберт Лерман. — Я бы попытался убедить крупных работодателей инициировать в этой области похожие программы обучения. Это решит проблему нехватки квалифицированных сотрудников».

Лерман и его единомышленники, рекомендующие некоторым студентам не тратить время на колледж, рискуют навлечь на себя обвинения в том, что они настраивают студентов на неуспех. Некоторые критики заходят еще дальше, полагая, что такой подход равносилен дискриминации в области образования, поскольку среди тех, кому не удается окончить колледж, много чернокожих и испаноязычных американцев.

Экономист Мортон Шапиро, президент Северо-Западного университета, считает, что обучение в колледже приносит большую пользу даже в тех случаях, когда студенту не суждено применить полученные знания. «Дело не ограничивается экономической отдачей, — считает он. — Учеба в колледже, независимо от того, окончите вы его или нет, помогает приобрести, например, гражданскую позицию, широкий кругозор, заставляет вести более здоровый образ жизни. В среднем даже те, кто учился в колледже несколько лет, но не окончил его, больше зарабатывают и реже теряют работу, чем те, кто учился только в средней школе. Никто не остается внакладе, даже если он не получит диплом».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera