Сюжеты

Хайле Герима: Они были рабами, а я - нет

Этот материал вышел в The New York Times (21.05.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Один из курсов, которые ведет Хайле Герима в Университете Говарда в Вашингтоне, называется «Кино и социальные перемены». Для Геримы, режиссера и сценариста из Эфиопии, который живет в Америке с 70-х в «самоизгнании», эта тема представляет...

Один из курсов, которые ведет Хайле Герима в Университете Говарда в Вашингтоне, называется «Кино и социальные перемены». Для Геримы, режиссера и сценариста из Эфиопии, который живет в Америке с 70-х в «самоизгнании», эта тема представляет не только научный интерес. Она вдохновляет его на создание фильмов на африканские и афроамериканские темы.

Его последнее творение, «Теза» (переводится как «утренняя роса») снято на родном языке режиссера — амхарском. Возможно, это самая автобиографичная из работ Геримы.

В ней показан тяжелый путь молодого интеллектуала по имени Анбербер: детство в деревне, годы, проведенные за изучением медицины в Европе, возвращение в родную Эфиопию, марксистский военный переворот 1974 году, изгнание в Западную Германию, где он становится жертвой расизма.

«Я из поколения, которое действительно хотело создать лучшее общество, сделать что-нибудь для бедных и униженных людей. Но оно было ослеплено, потеряло путь и предало собственную человечность, — говорит 64-летний Герима в интервью. — Это фильм о покинутом доме».

Иногда ощущение потерянного дома в его фильмах находит буквальное выражение, иногда возникает на уровне метафор.

Так, в фильме 1993 года «Санкофа» американская модель-негритянка, приехавшая на съемки в Африку, оказывается в XVIII веке и превращается в рабыню на плантации в Вест-Индии. А в «Золе и углях» (1982) Герима разрабатывает тему вьетнамской войны, изображая разочарованных ветеранов-афроамериканцев, возвращающихся домой — к нищете и безнадежности.

Хайле Герима впервые попал в США в 1967 году, когда приехал изучать театральное искусство в известной театральной школе Гудмана в Чикаго. Преподаватель из Корпуса мира в Эфиопии, впечатленный его талантом, помог ему получить это место.

Герима оказался не готов к американской модели межрасовых отношений, поэтому поначалу испытывал отчужденность не только по отношению к белым, за чьими лужайками и садами он ухаживал, чтобы заработать на жизнь, но и к афроамериканцам.

«Я никогда не сталкивался с такими проблемами, как чернокожие в США, и встреча с расизмом стала для меня настоящим шоком, — вспоминает режиссер. — Но я не хотел быть черным американцем, не хотел отождествлять себя с ними. Они были рабами, а я — нет. Я не верил, что они прибыли из Африки. Мне казалось, они были отдельным биологическим видом, зародившимся на плантации. Интеллектуальная дистанция была слишком велика».

Герима был недоволен ролями, которые ему отводили белые, — все негры «были просто садовыми скамейками и фонарными столбами». Он перевелся в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. Там он получил награду за актерское мастерство и завел связи с движением черных националистов.

Герима перешел на отделение кино после того, как познакомился с работами латиноамериканских режиссеров Глаубера Роша, Фернандо Соланаса, Мигеля Литтина и др. По его словам, они помогли понять, что его собственная история была так же важна и ценна, как и те, которые он привык видеть в голливудских постановках.

В качестве режиссера Герима получил известность в середине 70-х. Его фильм «Урожай: 3000 лет» был посвящен крестьянской семье, пытающейся выжить в условиях феодализма. Фильм снимался тогда, когда императорский режим в Эфиопии доживал последние дни.

Этот же фильм привел и к первому столкновению Хайле Геримы с Дергом — коммунистической военной хунтой, занявшей место императора. Новый режим был готов разрешить ему снимать следующий фильм на родине только в том случае, если бы он согласился принять их «юрисдикцию» над его работой. «Когда они это сказали, мне захотелось улететь на первом же самолете, потому что я знал, что моей свободе конец», — вспоминает Герима.

Он называет «Тезу» «страстным», но «несовершенным» фильмом. Из-за сложностей с финансированием съемки заняли дольше десяти лет.

В «Тезе» он смог показать величественность африканских пейзажей, и это, по словам Франсуазы Пфафф, коллеги Геримы из Университета Говарда и автора книги «Двадцать пять черных африканских режиссеров», придает фильму «исключительную силу и красоту».

«Речь больше не идет о голодающих Эфиопии, — прибавляет она. — Эта история о покинутом доме и потерях, история, имеющая универсальную ценность».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera