Сюжеты

Кино вне закона?

<span class=anounce_title2a>Канны-2010</span>

Этот материал вышел в № 53 от 21 мая 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

Под занавес Каннского фестиваля развернулся настоящий политический скандал. Бикфордовым шнуром для общественных беспорядков оказалась картина Рашида Бушареба «Вне закона», официальный показ которой состоялся вечером в пятницу. Уже утром...

Под занавес Каннского фестиваля развернулся настоящий политический скандал. Бикфордовым шнуром для общественных беспорядков оказалась картина Рашида Бушареба «Вне закона», официальный показ которой состоялся вечером в пятницу. Уже утром прессу досматривали два кордона полицейских, вынуждая доставать из сумок бутылки с водой и сомнительные предметы. Город наводнен полицией всех сортов: от спецназа до жандармерии. И вся эта паника спровоцирована всего лишь фильмом.

«Вне закона» - политический триллер. История трех братьев, семью которых в 1925 году изгнали со своей земли. Покинув Алжир с горсткой пыльной земли в тряпочке, они уехали во Францию. Один из братьев (самый начитанный) стал идеологом будущего сопротивления против французов, непримиримым борцом за свободу. Другой после войны в Индокитае женился, у него родился ребенок. Но постепенно политическая борьба с оружием в руках захватила и его, лишив личного счастья, замарав руки кровью. Третий сумел встроиться в новую жизнь во Франции. У него свой ночной клуб, он не чурается теневого бизнеса, пытается воспитать из юного алжирца боксера, который впервые за историю Франции стал бы чемпионом. Но и его судьба окажется раздавленной молохом большой истории.

Фильм следует за известными историческими событиями. Когда 8 мая 1945 года Париж праздновал победу над фашизмом, в алжирском Сетифе началась демонстрация с требованием для алжирцев равных с французами прав. После выстрела полиции в юношу с национальным алжирским флагом, разъяренная толпа двинулась громить дома, убивать французских жителей колонии. На следующий день началась массовая карательная операция, прозванная в Алжире резней. Существуют серьезные разночтения в числе жертв. По французским данным их примерно 1365 человек), американские спецслужбы называют цифру 17000 убитых. Сами же алжирцы говорят о чудовищных потерях - около 45000 человек.

Фильм Бушареба не лишен предвзятости. Первая часть вообще точная копия наших идеологических картин 50-х, в которых революционеры, жертвуя собой бились с царским режимом за революцию, горели в тесных печурках, и шли на амбразуры.

Мать братьев, говорит сыну, гниющему в тюрьме: «Быть может, больше не увидимся, но ты обязан быть мужчиной, бороться за свою землю». Диалоги этой части больше похожи на прокламации. Дальше же режиссер разворачивает на экране захватывающий роман (замечу, что если в отношении повстанцев у зрителя возникают противоречивые чувства, то жестокие французы изображены без всякого сочувствия). Самое любопытное в этой картине - следить за процессом превращения честных борцов сопротивления в бестрепетных террористов. Уже вскоре один из братьев, безжалостный идеолог битвы за свободу Алжира заявит: «Надо чтобы население, включая и мусульман, боялось бы нас больше, чем полицию».

Рашид Бушареб написал открытое письмо в адрес Каннского фестиваля, в котором призывал публику к спокойствию, предлагая все дебаты по фильму начать после его официального показа. Но нешуточный скандал охватил всю Францию. Правые негодуют, обвиняя режиссера в фальсификации истории. Они полагают, что в фильме преднамеренно не показаны убийства европейцев, предшествовавшие Сетифской резне.

21 мая в Каннах прошла массовая демонстрация (ее организаторы называли мне цифру – более 2000 демонстрантов).

Сначала манифестанты собрались возле памятника погибшим, расположенного рядом с мэрией (к юбилею победы над памятником  развеваются флаги стран-союзников, в том числе и России). Среди демонстрантов, которые пришли (и приехали из разных городов южного побережья Франции) члены алжирских ассоциаций, бежавшие из Народной демократической республики французы, ветераны Алжирской войны, сторонники правых. Они прошли по улицам города с транспарантами: «Ваше сопротивление превратилось в джихад!», «Это фальшивка!» «История аннулирована!».

Один из демонстрантов говорил мне, что они выступают не против конкретного фильма или режиссера. Они требуют, чтобы кино не превращали в идеологию. На пресс-конференции режиссер отстаивал право автора на свободу художественного высказывания. Похоже, что накал политических страстей в современном мире с этим самым «авторским правом» входит в серьезные разногласия.

P.S. В 2006 году Рашид Бушареб на Каннском смотре за фильм «Дни славы» был удостоен приза за актерский ансамбль.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera