Сюжеты

Скелеты покажут ученым класс

Этот материал вышел в The New York Times (28.05.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

В апреле археологи, второй год ведущие раскопки на месте старинного поселения на юге Мексики, наткнулись среди развалин пирамиды на ряд крупных плоских камней — стену гробницы. Внутри они обнаружили скелет знатного человека, возможно,...

В апреле археологи, второй год ведущие раскопки на месте старинного поселения на юге Мексики, наткнулись среди развалин пирамиды на ряд крупных плоских камней — стену гробницы. Внутри они обнаружили скелет знатного человека, возможно, правителя, и тела двух человек, принесенных в жертву. Останки еще одного взрослого человека, скорее всего тоже принадлежавшего к знати, были обнаружены рядом с гробницей.

На основании найденных в гробнице керамических предметов руководитель раскопок Брюс Бейченд из университета имени Брайама Янга в штате Юта датировал захоронение примерно 700 годом до н.э. По его мнению, это захоронение может быть на несколько веков старше, чем самые древние из обнаруженных до сих пор в пирамидах Центральной Америки.

Доктор Бейченд рассказал, что два обнаруженных скелета несут отметины принадлежности «к верхушке общества». Скелет, обнаруженный в гробнице, выкрашен в красный цвет и украшен сотнями нефритовых камней. Зубы его выложены белыми нефритами и морскими раковинами. Останки, найденные вне гробницы, скорее всего принадлежали женщине и украшены пиритами. Останки принесенных в жертву взрослого и ребенка не украшены, ритуальных приношений рядом с ними не было.

Специалисты по доколумбовым культурам Мексики и Центральной Америки считают, что пока рано оценивать значение открытия, однако согласны с доктором Бейчендом в том, что находка проливает свет на ранние этапы социального расслоения в культурах региона и на укрепление политической централизации под властью вождей.

Находка была сделана вблизи вершины 10-метровой пирамиды, самого высокого сооружения в центре старинного поселения Чиапа-де-Корсо в штате Чиапас, недалеко от границы с Гватемалой. Раскопки ведутся при поддержке национального географического общества.

Ученые не могут пока ответить на вопрос, к какой именно культуре принадлежит обнаруженная гробница. В то время, то есть за 700 лет до нашей эры, в этом районе обитали несколько народов, торговавших и соперничавших друг с другом, заимствовавших друг у друга традиции и керамику. Элиты этих народов заключали между собой союзы и, возможно, династические браки.

Влияние ольмеков, прославившихся своей монументальной скульптурой, распространялось от побережья Мексиканского залива далеко в глубь континента. На юге в это время уже зарождалась цивилизация майя, а в районе Оаксака процветала культура запотеков. В районе Чиапаса тогда, как и сейчас, жили народы, разговаривавшие на языках сокской группы.

Доктор Бейченд отмечает, что многие из найденных в захоронении артефактов напоминают или полностью совпадают с находками, сделанными во время раскопок ольмекского поселения Ла-Вента в штате Табаско. «Может быть, эти люди переселились сюда из Ла-Венты? — спрашивает доктор Бейченд. — Или же эти находки просто отражают контакты местного населения с ольмеками? На этот вопрос у нас нет ответа».

Некоторые аспекты захоронения, по его словам, отличаются от ольмекских. Часть керамических предметов и ритуалов кажутся сугубо местными. Конструкция гробницы, одна стена которой сложена из камня, а другие из глины, не напоминает ни одно из известных захоронений ольмеков.

Предварительная интерпретация находок, сделанная доктором Бейчендом, отмечает ольмекские корни культуры строителей гробницы и необходимость проведения дальнейших исследований в Ла-Венте. Вместе с тем находка может означать открытие истоков самобытной культуры соке. В этом случае, по словам доктора Бейченда, может выясниться, что некоторые из ранних центральноамериканских культур ведут свое происхождение не от ольмеков и майя, но от соке, культура которых прежде недооценивалась.

Эльза Редмонд, антрополог нью-йоркского Американского музея естественной истории, говорит, что находки из гробницы в Чиапа-де-Корсо «определенно поддерживают» растущую среди специалистов по культурам Центральной Америки уверенность в том, что ольмекское влияние, несмотря на его повсеместное присутствие, было не единственным фактором, наложившим отпечаток на этот период становления культур региона. В настоящее время, по ее словам, культура ольмеков видится скорее уже не «материнской», но «сестринской» по отношению к другим.

Ученые, придерживающиеся такого мнения, полагают, что народы, жившие в древности на территории Мексики, пользовались техническими достижениями и развивали традиции, имевшие не единое происхождение, в частности, не только ольмекское, но возникавшие независимо друг от друга на базе различных верований и сложных социальных и экономических хитросплетений.

Доктор Редмонд высоко оценивает работу группы профессора Бейченда. Место, где были сделаны находки, долгое время было незаслуженно обойдено вниманием археологов. Более всего доктора Редмонд интересует идентификация женских останков, найденных рядом с гробницей. Если это жена правителя, на что указывает обилие найденных рядом с телом атрибутов, то почему ее похоронили вне гробницы мужа?

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera