Сюжеты

Мода не для миллионов

Этот материал вышел в The New York Times (28.05.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Обычные женщины не носят одежду haute couture — для этого нужны большие деньги и особое телосложение. Обычные женщины на высокую моду смотрят. Они одеваются не для того, чтобы войти в историю, а чтобы добиться успеха здесь и сейчас. Они не...

Обычные женщины не носят одежду haute couture — для этого нужны большие деньги и особое телосложение. Обычные женщины на высокую моду смотрят. Они одеваются не для того, чтобы войти в историю, а чтобы добиться успеха здесь и сейчас. Они не заказывают у великих модельеров платья, чтобы выйти один или два раза в свет и, в конце концов, передать их в музей.

Это возвращает нас к нередко бредовой, но всегда доставляющей неудовольствие нереалистичности большинства музейных коллекций высокой моды. Почти все эти коллекции иллюстрируют образ жизни высшего класса и постоянно меняющийся (как правило, недостижимый) идеал женственности. Эти коллекции отражают и более широкие исторические изменения в области вкусов, морали и богатства, сохраняя технические решения, художественные находки и фантазии, постепенно переносимые на менее дорогую и более практичную одежду, которую носят миллионы.

В эти дни в музеях в разных районах Нью-Йорка можно увидеть сразу две любопытные выставки. В Институте костюма при музее Метрополитен проходит выставка «Американская женщина: национальная идентичность в зеркале моды». Здесь представлены вечерние костюмы, созданные в период от Позолоченного века (после окончания Гражданской войны в США) до середины XX столетия. Особое внимание привлекают фрески Натана Кроули и экстравагантные парики работы Жульена Д’Иза.

В Бруклинском музее проходит выставка «Американская высокая мода: создание национальной коллекции». Здесь можно увидеть немало шедевров, не демонстрировавшихся в течение десятилетий, например, работы французского обувщика Стивена Арпада и Чарльза Джеймса, автора потрясающего воображение вечернего платья «Бриллиант».

Кроме того, посетители увидят множество забавных аксессуаров, например шляпу, сделанную из зеленой бархатной портьеры, которую носила Скарлетт О’Хара (в исполнении Вивьен Ли) в «Унесенных ветром». Вот черное твиловое платье, в котором королева Виктория позировала в 1886 году для знаменитой семейной фотографии (манекен настолько короткий и широкий, что в первый момент кажется сидящим). Кроме платья королевы на выставке оказались платья, принадлежавшие другим знаменитым женщинам, например Аве Гарднер, коллекционеру искусства Доминик де Мениль, светской львице Миллисент Роджерс.

Возможно, выставка в Бруклинском музее рассказывает о национальной идентичности американок больше, чем выставка в музее Метрополитен. Во-первых, на ней представлены экспонаты более недавней эпохи, включая и сравнительно скромные послевоенные работы таких американских модельеров, как Клэр Маккарделл и Бонни Кейшин. Во-вторых, многие платья принадлежали женщинам, судьба которых интересна сама по себе.

Тем не менее выставка в Бруклинском музее также представляет одежду как художественный объект. Вечернее платье со сложными складками и фестонами, выполненное в 1860-х годах Чарльзом Фредериком Уортом для императрицы Евгении, сшито целиком из шелковой тафты лавандового цвета. Не менее впечатляет платье от Баленсиаги 1945 года, на котором пучки черных шнуров и белой органзы покрыты блестками. Артистизм моды наиболее ярко чувствуется в девяти длинных бальных платьях работы Чарльза Джеймса 1940—50-х.

Выставка в музее Метрополитен способна кого угодно довести до обморока. На ней представлено более 80 вечерних платьев и ансамблей, выставленных в круглых галереях, стены которых украшены росписями, вызывающими в памяти ту или иную эпоху. Вы начинаете сосредоточиваться на деталях. Дизайн украшенных в основном бисером и кружевами многослойных юбок для вечерних платьев работы Уорта как будто навеян и создан самой природой. Ткани прямых женских сорочек работы Poiret, Callot Soeurs и Liberty & Company, популярные среди богемных посетительниц студии Тиффани, поражают одновременно богатством и скромностью расцветок, отделки и узоров.

В зале стиля флаппер вы также увидите женские блузки, но уже с высокими кромками. Здесь преобладают шелк и шифон, отделанные бисером и блестками.

Вечерние платья в разделе «Голливуд» («Сирены экрана: 1930-е») выполнены такими модельерами, как Мадам Гре, Вионетт и Ланвин, а также Джеймсом. Они прекрасны, но внимание отвлекается от них на демонстрируемые тут же эпизоды кинофильмов с участием «сирен» Кэтрин Хэпберн, Лены Хорн, Жозефины Бейкер, Риты Хейворт и Греты Гарбо.

В последней из круглых галерей — движущаяся мозаика из сделанных на протяжении XX века фотографий десятков американок. Тут, в отличие от самой выставки, представлены все классы и расы, и эффект получается пронзительный и бодрящий, возвращающий к реальности, к жизни, бурлящей за стенами музея.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera