Сюжеты

Мода не для миллионов

Этот материал вышел в The New York Times (28.05.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Обычные женщины не носят одежду haute couture — для этого нужны большие деньги и особое телосложение. Обычные женщины на высокую моду смотрят. Они одеваются не для того, чтобы войти в историю, а чтобы добиться успеха здесь и сейчас. Они не...

Обычные женщины не носят одежду haute couture — для этого нужны большие деньги и особое телосложение. Обычные женщины на высокую моду смотрят. Они одеваются не для того, чтобы войти в историю, а чтобы добиться успеха здесь и сейчас. Они не заказывают у великих модельеров платья, чтобы выйти один или два раза в свет и, в конце концов, передать их в музей.

Это возвращает нас к нередко бредовой, но всегда доставляющей неудовольствие нереалистичности большинства музейных коллекций высокой моды. Почти все эти коллекции иллюстрируют образ жизни высшего класса и постоянно меняющийся (как правило, недостижимый) идеал женственности. Эти коллекции отражают и более широкие исторические изменения в области вкусов, морали и богатства, сохраняя технические решения, художественные находки и фантазии, постепенно переносимые на менее дорогую и более практичную одежду, которую носят миллионы.

В эти дни в музеях в разных районах Нью-Йорка можно увидеть сразу две любопытные выставки. В Институте костюма при музее Метрополитен проходит выставка «Американская женщина: национальная идентичность в зеркале моды». Здесь представлены вечерние костюмы, созданные в период от Позолоченного века (после окончания Гражданской войны в США) до середины XX столетия. Особое внимание привлекают фрески Натана Кроули и экстравагантные парики работы Жульена Д’Иза.

В Бруклинском музее проходит выставка «Американская высокая мода: создание национальной коллекции». Здесь можно увидеть немало шедевров, не демонстрировавшихся в течение десятилетий, например, работы французского обувщика Стивена Арпада и Чарльза Джеймса, автора потрясающего воображение вечернего платья «Бриллиант».

Кроме того, посетители увидят множество забавных аксессуаров, например шляпу, сделанную из зеленой бархатной портьеры, которую носила Скарлетт О’Хара (в исполнении Вивьен Ли) в «Унесенных ветром». Вот черное твиловое платье, в котором королева Виктория позировала в 1886 году для знаменитой семейной фотографии (манекен настолько короткий и широкий, что в первый момент кажется сидящим). Кроме платья королевы на выставке оказались платья, принадлежавшие другим знаменитым женщинам, например Аве Гарднер, коллекционеру искусства Доминик де Мениль, светской львице Миллисент Роджерс.

Возможно, выставка в Бруклинском музее рассказывает о национальной идентичности американок больше, чем выставка в музее Метрополитен. Во-первых, на ней представлены экспонаты более недавней эпохи, включая и сравнительно скромные послевоенные работы таких американских модельеров, как Клэр Маккарделл и Бонни Кейшин. Во-вторых, многие платья принадлежали женщинам, судьба которых интересна сама по себе.

Тем не менее выставка в Бруклинском музее также представляет одежду как художественный объект. Вечернее платье со сложными складками и фестонами, выполненное в 1860-х годах Чарльзом Фредериком Уортом для императрицы Евгении, сшито целиком из шелковой тафты лавандового цвета. Не менее впечатляет платье от Баленсиаги 1945 года, на котором пучки черных шнуров и белой органзы покрыты блестками. Артистизм моды наиболее ярко чувствуется в девяти длинных бальных платьях работы Чарльза Джеймса 1940—50-х.

Выставка в музее Метрополитен способна кого угодно довести до обморока. На ней представлено более 80 вечерних платьев и ансамблей, выставленных в круглых галереях, стены которых украшены росписями, вызывающими в памяти ту или иную эпоху. Вы начинаете сосредоточиваться на деталях. Дизайн украшенных в основном бисером и кружевами многослойных юбок для вечерних платьев работы Уорта как будто навеян и создан самой природой. Ткани прямых женских сорочек работы Poiret, Callot Soeurs и Liberty & Company, популярные среди богемных посетительниц студии Тиффани, поражают одновременно богатством и скромностью расцветок, отделки и узоров.

В зале стиля флаппер вы также увидите женские блузки, но уже с высокими кромками. Здесь преобладают шелк и шифон, отделанные бисером и блестками.

Вечерние платья в разделе «Голливуд» («Сирены экрана: 1930-е») выполнены такими модельерами, как Мадам Гре, Вионетт и Ланвин, а также Джеймсом. Они прекрасны, но внимание отвлекается от них на демонстрируемые тут же эпизоды кинофильмов с участием «сирен» Кэтрин Хэпберн, Лены Хорн, Жозефины Бейкер, Риты Хейворт и Греты Гарбо.

В последней из круглых галерей — движущаяся мозаика из сделанных на протяжении XX века фотографий десятков американок. Тут, в отличие от самой выставки, представлены все классы и расы, и эффект получается пронзительный и бодрящий, возвращающий к реальности, к жизни, бурлящей за стенами музея.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera