РасследованияПолитика

Список Магнитского. Расшифровка

Часть 1. Подполковник Кузнецов

Этот материал вышел в номере № 56 от 28 мая 2010 г.
Читать
В прошлом номере «Новой» мы начали рассказ о том, какую роль в деле погибшего юриста Сергея Магнитского сыграл подполковник ГУВД Москвы Артем Кузнецов, а также о том, откуда вообще взялось «дело Hermitage Capital». Напомним краткое...

В прошлом номере «Новой» мы начали рассказ о том, какую роль в деле погибшего юриста Сергея Магнитского сыграл подполковник ГУВД Москвы Артем Кузнецов, а также о том, откуда вообще взялось «дело Hermitage Capital».

Напомним краткое содержание предыдущей серии:

— Сотрудник компании Firestone Duncan Сергей Магнитский осуществлял юридическое сопровождение компании Hermitage Capital, которую возглавляет Уильям Браудер и которая занимается консультированием иностранных инвесторов по поводу российских акций. Среди этих инвесторов существует и «родной» фонд Hermitage, имеющий в России несколько «дочек», в том числе — ООО «Рилэнд», ООО «Махаон» и ООО «Парфенион». Все эти компании платят налоги и показывают большую прибыль. А еще у Hermitage Capital есть партнер — ООО «Камея», оно находится под управлением Hermitagе Capital, но к «дочкам» фонда Hermitage не имеет никакого отношения.

— С 2006 года управление по налоговым преступлениям ГУВД Москвы, скорее всего по чьей-то просьбе, начинает интересоваться бизнесом Hermitage Capital. 28 мая 2007 года в отношении ООО «Камея» возбуждается уголовное дело. А 4 июня подполковник Кузнецов проводит обыски в рамках этого дела почему-то в Hermitage Capital и в Firestone Duncan. В ходе обысков изымаются печати и уставные документы «дочек» фонда Hermitagе — ООО «Рилэнд», ООО «Махаон» и ООО «Парфенион» (их мы в дальнейшем, для простоты восприятия, будем называть «махаонами»).

— С уставными документами и печатями, изъятыми сотрудниками милиции, начинают происходить странные вещи. С их помощью некие мошенники меняют у «махаонов» собственников и учредителей, заключают фиктивные договора с компаниями, созданными ими же самими, сами себе вчиняют иски за неисполнение этих договоров, сами же себе эти иски проигрывают в арбитражных судах Казани, Санкт-Петербурга и Москвы, а на основании решений судов просят налоговые органы вернуть им налоги, уплаченные еще настоящими владельцами «махаонов». И налоговые органы в последние дни декабря 2007 года переводят на счета мошенников 5,4 млрд рублей. При этом номинальными директорами украденных «махаонов» числятся ранее судимые граждане из числа милицейской агентуры.

— Юрист Сергей Магнитский в рамках своих обязанностей начинает разбираться в том, на основании чего были проведены обыски и изъятия в его фирме и фирме его клиента, а также — кто похитил компании у его клиента и провернул мошенническую сделку с возвратом налогов. «Я считаю, что именно сфабрикованное по инициативе К[узнецова] уголовное дело позволило изъять учредительные и регистрационные документы похищенных обществ <…> Именно К[узнецов] фактически определял ход расследования <…> О прямой личной заинтересованности К[узнецова] в осуществлении моего незаконного уголовного преследования говорит и то, что практически все документы, которые были сфабрикованы для оправдания моего заключения и содержания под стражей, были составлены сотрудниками УНП, являющимися подчиненными К[узнецова]: Дрогановым, Кречетовым, Топчинским, и сфабрикованы, очевидно, по указанию Кузнецова. <…> Я считаю, что К[узнецов] и другие вступившие с ним в сговор сотрудники правоохранительных органов могли быть причастны к хищению ООО «Р[илэнд]», «М[ахаон]», «П[арфенион]» и последующему хищению 5,4 млрд рублей из бюджета и были крайне заинтересованы в пресечении моей деятельности <…>», — напишет в своем заявлении Сергей Магнитский, уже находясь в СИЗО.

_Окончание. _Начало в №55

Как все вскрылось

Когда в декабре 2007 года все это вскрылось, в адрес Генпрокуратуры, СКП и МВД посыпались заявления о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества от реальных владельцев «махаонов», они же обжалуют и решения арбитражных судов. Hermitagе открыто обвиняет сотрудников ГУВД Москвы, в том числе и Кузнецова, в пособничестве мошенникам.

5 февраля 2008 года СКП возбуждает-таки уголовное дело №374015 по этим заявлениям. Однако оперативное сопровождение расследования, как утверждал Магнитский, осуществляет все тот же подполковник Кузнецов и его люди. Хотя оперативники, если соотнестись с буквой закона, должны были давно поменять процессуальный статус как минимум на свидетельский. Но оперативники все равно обиделись.

8 февраля 2008 года «империя наносит ответный удар»: три краденых «махаона» перепродаются за 18 тысяч рублей некоему гражданину из Новочеркасска, который моментально их ликвидирует. А сотрудники подполковника Кузнецова вылетают в Калмыкию (где ранее были зарегистрированы компании фонда Hermitage и ООО «Камея»), итог поездки: в течение одного дня — 27 февраля — было возбуждено два уголовных дела в отношении главы Hermitagе Capital Браудера, ему были предъявлены заочные обвинения, а сам он сам объявлен в розыск.

5 июня 2008 года . Допрашивают юриста Магнитского. Вот, в частности, что он рассказывает следователю С.Е. Гордиевскому: «Утром 4 июня 2007 года мне позвонил Джемисон Файерстоун (руководитель Firеstone Duncan. — С.С.), который сообщил мне, что в помещениях филиала «Файерстоун Данкен («СиАйЭс») Лимитед» проводится обыск силами 30 сотрудников милиции. Через несколько минут мне позвонили из филиала «Эрмитаж Кэпитал (Раша) Сервисез Лимитед» и сообщили, что в офисе их филиала также проводится обыск и возглавляет его Кузнецов А.К. <…> мне известно, что у сотрудников милиции были списки с названиями около 20 компаний, в том числе ООО «Рилэнд», ООО «Парфенион», ООО «Махаон», и они изымали все документы, которые касались компаний из их списка. <…> В самом протоколе не указано, какие именно документы были изъяты <…>. Со слов Сандакова мне известно, что когда он с адвокатом прибыл на допрос в ГСУ ГУВД Москвы к следователю Карпову П.А., в кабинете находились Карпов П.А. и Кузнецов А.К. Допрос вел Кузнецов А.К., а следователь лишь записывал вопросы и ответы».

24 июля 2008 года стало уже всем известно (из СМИ), как налоговые органы вернули новым «хозяевам» «махаонов» миллиарды. Тут, к бабке не ходи, понятно, что юристы Hermitagе приняли решение о публичной защите. И как следствие — попытка возбудить уголовные дела на юристов. Для того подтягиваются дополнительные силы из тех регионов, в которых суды принимали удивительные решения на основании подложных документов.

11 августа 2008 года сотрудник МВД Татарстана Уржумцев просит Вахитовский суд Казани разрешить ему обыск у московского адвоката Хайретдинова, представляющего интересы Hermitagе и требовавшего возбудить уголовные дела против мошенников. Дело возбуждают — против адвоката, а поскольку Уржумцев полагает, что в офисе юриста находятся оригиналы неких изобличающих документов, суд санкционирует и обыск.

18 августа 2008 года из Лондона в офис адвоката Хайретдинова отправляется некая посылка. Ее отправил один из липовых хозяев «махаонов».

20 августа 2008 года , 16.56 — посылка в офисе адвоката.

20 августа 2008 года , 18.20 — начинается обыск, посылка изъята. Ее никто не вскрывал, потому, наверное, что изначально известно: там именно те «документы», которые и планировалось изъять и о которых говорилось в Вахитовском суде еще до того, как посылка была отправлена из Лондона.

7 октября 2008 года . С.Л. Магнитский дает объяснения следователю по ОВД СО по ЮАО СУ СК при прокуратуре РФ по г. Москве. Опрос касался как раз деятельности адвоката Хайретдинова, которому необходимо отбить желание искать мошенников и их хозяев. Но Магнитский говорит о Хайретдинове то, что следователей не устраивает. Мало того, он под протокол рассказывает обо всех деталях преступной схемы и называет фамилии липовых директоров, странных адвокатов, разъясняет обстоятельства принятия судами удивительных решений в пользу мошенников и приобщает к материалам дела целую гору документов. А также полностью подтверждает показания против Кузнецова и других оперативников и следователей, данные еще летом.

«…Я рассматриваю саму постановку вопроса о действительности доверенностей, выданных адвокату Хайредтинову Э.М. <…> как провокацию, направленную на дискредитацию законной адвокатской деятельности адвоката Хайретдинова, как имеющую цель дать возможность уйти от ответственности лицам, действия которых были разоблачены в результате действий адвоката Хайретдинова на основании указанных доверенностей».

24 ноября 2008 года — арест Магнитского подчиненными Кузнецова. И те же самые сотрудники, обвиненные Магнитским в совершении преступлений, занимаются оперативным сопровождением уголовного дела, возбужденного против самого Магнитского. Как пишет он сам, от него требуют отказаться от показаний на Кузнецова и других сотрудников ГУВД, не выпускают под залог, создают те пыточные условия, о которых теперь известно всем. А Магнитский подает 450 жалоб (ни одна не удовлетворена) и 13 октября 2009 года , уже будучи смертельно больным, полностью повторяет свои показания.

16 ноября 2009 года — Сергей Магнитский умер.

Начинается международный скандал, президент Медведев требует расследовать обстоятельства смерти юриста, летят головы начальников из ФСИН. К весне 2010 года страсти чуть утихают. И 9 марта — замруководителя СК при МВД Матвеев утверждает постановление следователя Сильченко о продлении сроков следствия по «делу Hermitagе Capital»: следствие намерено арестовать партнера Hermitagе Capital Ивана Черкасова (руководителя той самой «Камеи») и допросить 15 человек из Hermitagе Capital и Firеstone Duncan, в которой работал Магнитский. 30 марта в почтовом ящике Черкасова — повестка, к нему в квартиру ломятся сотрудники милиции.

И все это, несмотря на заявления сенаторов и госдепа, общественное возмущение в России и на пакет поправок, внесенных президентом Медведевым, который этими законодательными инициативами отреагировал на «дело Hermitagе Capital». Смысл поправок: запретить МВД самостоятельно возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям.

Подобной «самостоятельности» сотрудников МВД может быть три объяснения: то ли совсем обнаглели, то ли имеют очень серьезных покровителей, то ли нечего терять и остается переть до конца, чтобы не сесть. А скорее — все эти три обстоятельства вместе.

Что теперь

Абсолютно непонятно, в каком состоянии находится уголовное дело №374015, возбужденное СКП по заявлению о хищении «махаонов». Ничего не известно о том, ищет ли кто-нибудь украденные из бюджета деньги. Нет данных и о наличии хоть какой-нибудь служебной проверки в отношении того же Кузнецова, который ушел на повышение и теперь работает в ДЭБ МВД.

Мы отправили запрос в Министерство внутренних дел. Нам хотелось узнать, в каком состоянии находится уголовное дело ООО «Камея», имеет ли к нему по-прежнему отношение подполковник Кузнецов, подавал ли Кузнецов декларацию о своих доходах и доходах членов своей семьи?

Мы спрашивали: правда ли, что мама подполковника Кузнецова — Л.Г. Кузнецова (бывший сотрудник Фонда содействия и помощи оперативным и специальным подразделениям) как раз в 2007 году стала собственником автомобиля Landrover Freelander 2 2007 года выпуска, темно-красного цвета госномер е043ун177, приблизительная стоимость которого — от 46 до 65 тысяч долларов?

Мы спрашивали: правда ли, что Л.Г. Кузнецова в том же 2007 году стала собственником квартиры общей площадью 154,5 кв. м в элитном комплексе «Вертикаль», что на улице Давыдковская, дом 3, неподалеку от Рублевского и Можайского шоссе (регистрационный номер права 77-77-23/005/2007-1), примерная стоимость — от 1 млн 570 тыс долларов до 1 млн 640 тыс долларов?

Мы спрашивали: правда ли, что Кузнецова Л.Г. в ноябре 2007 года стала собственником и трех смежных земельных участков в Ногинском районе Москвы (кадастровые номера: 50:16:05 02 010:0027, 50:16:05 02 010:0030, 50:16:05 02 010:0031) — 47,28 сотки совокупной площади, примерная стоимость — от 182 до 198 тыс долларов?

Мы спрашивали: правда ли, что отец подполковника Кузнецова — К.А. Шавердян (также бывший сотрудник Фонда содействия и помощи оперативным и специальным подразделениям) как раз в ноябре 2007 года стал собственником квартиры общей площадью 83,5 кв. м в элитном комплексе «Созвездие Капитал», что на Шаболовке, дом 23 (регистрационный номер права 77-77-23/086/2007-264), примерная стоимость — от 850 до 920 тыс долларов?

Мы спрашивали: какое отношение имеет подполковник Кузнецов к госпоже Н.Г. Никифировой, правда ли, что она является его гражданской женой и в 2008 году стала собственником автомобиля Landrover Range Rover белого цвета, госномер о0520097, приблизительная стоимость — от 108 до 131 тыс долларов, а также автомобиля Мерседес-Бенц SLK200 Kompressor красного цвета, госномер а152аа77, приблизительная стоимость — от 78 до 81 тыс долларов?

Нас интересовало: пользуются ли этой собственностью только вышеперечисленные лица, или она на них только зарегистрировано, а живет в квартирах и катается на автомашинах сам подполковник Кузнецов?

Пока мы не получили ответа на свое письмо. А потому — вдогонку — порекомендуем Управлению собственной безопасности МВД сделать запрос в пограничную службу, чтобы уточнить: выезжал ли подполковник Кузнецов в тот период, когда осуществлял оперативное сопровождение по «делу Магнитского», сидевшего в СИЗО, отдыхать в Дубай, отмечать Новый год на Кубе, в течение трех недель осматривать достопримечательности Франции, летал ли на частном самолете на Кипр и трижды в Италию? А к ответу, если все-таки он будет, непременно стоит добавить примечание: какова зарплата подполковника Кузнецова, пусть даже вместе с премиальными и выслугой лет?

Если все это правда, то сколько тогда заработали генералы?

(Продолжение следует)

Комментарий

Джемисон Файерстоун ,_ глава компании Firestone Dunсan:_

— Какую роль, на ваш взгляд, сыграл подполковник Кузнецов в смерти Сергея Магнитского?

— Сергей был бы жив, если бы не оказался в тюрьме. В октябре 2008 года Сергей дал свидетельские показания против Кузнецова и майора Карпова по делу о хищении компаний фонда Hermitage. 12 ноября 2008 года подполковник Кузнецов и три его подчиненных — Толчинский, Кречетов и Дроганов — были включены в состав следственной группы следователя Сильченко, а уже 24 ноября 2008 года Сергей был арестован этими сотрудниками у себя дома.

Сергея удерживали в тюрьме на основании сфабрикованных обвинений и под надуманным предлогом. Следственная группа, куда входили Кузнецов и его подчиненные, пыталась заставить Сергея отказаться от показаний об их причастности к описанным выше преступлениям. После очередного отказа ухудшали условия содержания, отвергали все ходатайства, в том числе и о предоставлении медицинской помощи, что привело в конечном итоге к его гибели.

Как писал Сергей, ему создавали невыносимые условия, потому что он не изменял свои показания в отношении Кузнецова и Карпова, и я убежден в этом.

— Известно ли вам, допрашивал ли Сергея Магнитского лично Кузнецов или кто-то из его подчиненных?

— Насколько я осведомлен — нет, поскольку в соответствии с законом допрос может осуществляться следователем, а Кузнецов является оперативным работником.

Но, практически все допросы были организованы Кузнецовым. Эти допросы происходили так же, как происходили допросы и других сотрудников моей компании в июле 2007 года по делу ООО «Камея», — тогда на каждом допросе присутствовал Кузнецов.

— Известно ли вам, где в данный момент находятся печати и уставные документы трех фирм, изъятых сотрудниками Кузнецова?

— Все документы и печати, изъятые Кузнецовым во время обысков, находятся в МВД РФ. Поэтому связь Кузнецова с этими преступлениями очевидна, иначе каким образом изъятые документы были использованы мошенниками для осуществления преступлений?

Известно ли вам, имеет ли сейчас какое-либо отношение подполковник Кузнецов к расследованию уголовных дел, связанных с Hermitage?

— Подполковник Кузнецов является бессменным участником всех следственных групп, расследующих дела, связанные с Hermitage, в том числе открытых по заявлениям самого фонда Hermitage. Мы не получали уведомления о том, что он был выведен из состава следственной группы.

Понятно, что Кузнецов сыграл во всех этих делах важнейшую роль. В то же время его не стоит переоценивать. Это ценный исполнитель чужой воли. По сведениям New Times, реальное оперативное сопровождение уголовных дел ведет департамент «К» ФСБ РФ, который, видимо, и стоит за этой рейдерской операцией.

P.S. Господин Уильям Браудер оказался недоступен для комментариев.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow