Сюжеты

Медстрах, второе пришествие

25 мая на сайте Минздравсоцразвития появился проект закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Этот материал вышел в № 56 от 28 мая 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

По просьбе «Новой» документ комментирует профессор Василий Власов, вице-президент Общества специалистов доказательной медицины, редактор журнала «Доказательная медицина и клиническая эпидемиология». - Законопроект улучшен - в нем устранены...

По просьбе «Новой» документ комментирует профессор Василий Власов, вице-президент Общества специалистов доказательной медицины, редактор журнала «Доказательная медицина и клиническая эпидемиология».

- Законопроект улучшен - в нем устранены очевидные глупости, которые мы критиковали два месяца назад. Например, теперь гражданин может не предъявлять полис когда нуждается в медицинской помощи помощи, а только сообщать о нем. Не стало ограничительного перечня оснований, по которым гражданин может сменить Страховое медицинское общество (СМО) - теперь он имеет право сделать это один раз в год. Снято требование к врачу-эксперту - быть врачом-работником медорганизации.

А вообще-то обязательное медицинское страхование у нас в стране очень плохое не из-за плохого закона, а из-за того, что правительство его не выполняет. В пояснительной записке к проекту закона сказано, что отсутствует единая база данных на застрахованных лиц, и это препятствует оказанию помощи заболевшему за пределами его региона. Например, Москвичу в Воронеже. Если мыслить так, то получается, что страхование в мире невозможно, поскольку отсутствует мировая база данных на застрахованных. Однако покупаем страховку, и едем в Италию, и ничего, работает.

Закон называет страховщиком для всего населения Федеральный ФОМС. Иными словами, страховые медицинские организации страховщиками не являются, а являются лишь посредниками, операторами ФФОМСа. Это значит, что они становятся частью государственного монстра.

Важным дефектом нынешнего закона является необходимость для СМО заключать договоры с лечебными организациями. Из-за этого застрахованный может идти только в ту больницу, с которой у СМО есть договор. Новый закон сохраняет это положение. Правда, ст. 15 обязывает СМО заключить договор с лечебной организацией, которую выбрал застрахованный. Станут ли?

Авторы текста не видят дальше кольцевой дороги. В ст. 12 они обязывают территориальный ФОМС размещать информацию о СМО, действующих в регионе, на Интернет-сайте и факультативно - другими способами. Иными словами, если гражданин захочет сменить СМО, а его пошлют в Интернет, то это будет законно!

Ст. 15 законопроекта говорит, что СМО имеет право "предъявлять застрахованному лицу иск о возмещении расходов в пределах суммы, затраченной на оказание ему медицинской помощи в случае причинения вреда застрахованным лицом своему здоровью вследствие нарушения предписанного ему медицинского режима." Это - нонсенс. Реализуется этот бредовый сценарий следующим образом: врач лечит курящего пациента. После проведенной операции у больного развивается гангрена, ему отрезают ногу, но причину осложнений не ищут, а предъявляют больному иск, поскольку по заключению врача (а чьему еще?) он нарушал режим курением. Интересно, что другие случаи востребования компенсации детализируются ст. 27 и 28, а этот причудливый - нет.

Ст. 28 трактует только расходы, связанные с тяжелыми несчастными случаями на производстве. Это неправильно, т.к. все последствия всех несчастных случаев на производстве должны подпадать под механизм возмещения. У нас в стране огромное число людей становятся инвалидами и гибнут на производстве, и этот законопроект поощряет капиталистов-эксплуататоров и убийц пренебрегать безопасностью работников.

Минздравсоцразвития уже несколько лет твердит нам о важности стандартов качества оказания медицинской помощи. При этом система стандартизации, существовавшая еще при Зурабове, уничтожена, а новой не создано. В законе стандарты качества не упоминаются вообще как требование к работе медицинской организации (ст. 16). Если нет стандартов, значит и ответственность перед пациентом, провозглашенная в ст. 15 - пустышка.

Ст. 17.5 требует, чтобы объявленные "гарантии" укладывались в бюджет, но пояснительная финансовая записка к закону говорит, что такое будет только в отдаленном будущем. Значит ли это, что закон не будет в этой части исполняться несколько лет, как не исполняется это разумное требование с 1993 г.?

Закон предписывает создание резерва средств на "предупредительные мероприятия", но не детализирует их, и им нет эквивалента в законодательстве о здравоохранении. А это - до 25% средств на оплату помощи! (ст. 24).

Ст. 31 без оговорок включает всю онкологическую помощь в ОМС.!!! Но сохраняет исключение для туберкулеза, СПИДа и проч. Такое разделение не понятно.

Ст. 36 требует от эксперта иметь сертификат, что не обосновано характером его работы. Ст. 36 трактует экспертизу качества, но в ней не упоминаются стандарты качества, без которых качество нельзя оценить.

Глава 10 - это главное из-за чего писался законопроект. Она предусматривает, что большие деньги, собираемые якобы на ОМС, будут потрачены так, как кажется правильным бюрократам. Фнансово-экономическое обоснование в целом цинично. Как известно, в стране сочиняются федеральная и территориальные "гарантии оказания помощи". Так вот, они недофинансируются на 202 млрд. руб. только по системе ОМС. При этом ни о каком выполнении обязательств по "гарантиям" с возникновением дефицита бюджета и речь не идет. Просто не дают достаточно денег, а потому помощь и оказывается плохо. Естественно, причиной этого является перекачивание денег в госбезопасность и олимпиаду с нанотехнологиями. Повышение размера страховых взносов не решает эту проблему. Собственно, обоснование посвящено в основном не закону, а тому, как бы обосновать изъятие огромных денег, выделяемых на ОМС из рук ОМС - не благородные цели капремонта и проч. Это - аналог олимпиады в Сочи.

Озабоченность профилактикой такова, что 2% средств изымаются на "предупредительные" мероприятия, характер которых нигде не оговорен, т.е. фактически они изымаются из объемов оказания помощи. Текст экономического обоснования можно трактовать так, что эти деньги можно пускать и на "праздники здоровья" и на покупку аппаратуры. Общий объем "резервирования" - 12 из каждых ста собранных рублей - иначе, чем грабительским не назовешь. А ведь в него еще не входят средства на ведение дел...

Закон не является законом прямого действия. Предусматривается, что правительство издаст постановление - Постановление Правительства РФ об издании разъяснений по единообразному применению федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Это очень плохо: в России должны издаваться законы, которые выполняются по их букве.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera