Сюжеты

Женщины во сне и наяву

В программе кинофестиваля «Зеркало» рассказы о тех, кто когда-то был невестой

Этот материал вышел в № 57 от 31 мая 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

 

Ивановская область, с которой в душе советского мужчины когда-то перво-наперво ассоциировалась строчка: «Незамужние ткачихи составляют большинство», теперь в сознании любителя кино связывается с именем Андрея Тарковского и лишь потом — с...

Ивановская область, с которой в душе советского мужчины когда-то перво-наперво ассоциировалась строчка: «Незамужние ткачихи составляют большинство», теперь в сознании любителя кино связывается с именем Андрея Тарковского и лишь потом — с ивановским текстилем и его изготовительницами. Отчасти повинен в этом международный фестиваль «Зеркало», уже в четвертый раз проходящий в Иванове.

В прошлом году «Зеркало» стало впередсмотрящим — именно оно принесло первичную славу «Полутора комнатам» Андрея Хржановского, далее подтвержденную почетным «Белым слоном» и триумфом на «Нике». А также тем, что фильм о «русскоязычном» поэте-изгнаннике Иосифе Бродском был проигнорирован самодержавным «Золотым орлом».

На нынешнем фестивале соразмерных и столь же целостных художественных событий пока нет, но менее значительные, складываясь, открывают явления.

В нынешнем конкурсе прежде всего заметна цепочка фильмов о женских судьбах. Иногда это выглядит комично — к примеру, в финансировании фильма «Словенка» Дамиана Козоле о студентке-проститутке вместе со Словенией поучаствовали Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина. По обобщенному названию и количеству стран-участниц можно подумать, что проституция среди учащейся молодежи — суперактуальная проблема бывшей Югославии. Между тем в фильме рассказывается частная и не очень складно придуманная история пустоватой девицы, которая втайне приторговывает телом, отрабатывая кредит на квартиру.

А вот исландский фильм «Астропия» Гуннара Гудмундссона, героиня которого смахивает на рисованную куклу Барби, что подчеркивается кадрами, стилизованными под странички комикса. После того как ее дружка Кена за какие-то махинации отправили в тюрьму, Барби, до этого бывшая светской львицей, остается без денег и устраивается на работу в магазин, в котором продают принадлежности и литературу для ролевых игр. Где и находит самое себя в сражениях с ряжеными орками и гоблинами. Видать, в Исландии настолько скучно, что выбор предельно ограничен — либо бессмысленная тусня, либо бессодержательная игра в несуществующую жизнь. Одна надежда, что в будущем году покажут исландский фильм о проснувшемся вулкане, который, как декабристы Герцена, разбудит страну.

Но это еще что — героиня норвежского «Сумасшедшего дома» Евы Исаксен находит себя в психбольнице, куда попадает после попытки самоубийства, причины которой так и остаются неизвестными. В психушке — те же ролевые игры вместе с коллективным психоанализом, причем врачи — такие же трахнутые на всю голову, как пациенты: один алкаш, другой — скрытый педик. Вот в этой-то среде в несчастной норвежке и просыпается интерес к жизни…

Мнимостями живет и юная коммунистка Лучана из итальянского «Космонавта» (режиссер Сусанна Никьярелли), чей революционный пыл — в противоречии с доктриной Маркса, но в соответствии с учением Фрейда — порожден сексуальной энергией. Комсомолка с воодушевлением следит за тем, как Советский Союз овладевает космосом, а сексуально озабоченный или не в меру образованный зритель — за символическим соответствием между космической акцией и половым актом. Учитывая фаллические формы ракет и предохранительные оболочки космонавтов, простор для воображения поистине космический. Тем более что Лучана вскоре лишается невинности, а Нейл Армстронг дефлорирует Луну, знаменуя конец космоммунистических иллюзий и возвращение на грешную Землю, на которой как раз и грешат комсомолка с членом партии.

Еще более интересные картины можно увидеть в ивановском музее художника Александра Морозова (1902—1997). Прожил жизнь бобылем, любил кошек и птиц, научил разговаривать ворону, любил танцевать в женской балетной пачке, до пожилого возраста сохранял гимнастическую гибкость, оставил множество пейзажей, портрет матери, портрет возлюбленной в детстве и поразительный автопортрет с кривой высокомерной ухмылкой и явно подрисованной (так как сам никогда не курил) «маяковской» сигаретой в углу рта. В его видах природы — деревьях, стройках, лужах талого снега — запечатлено состояние души художника и поразительно, почти материально передана атмосфера времени, включая холодную хмарь 30-х и слабый теплый свет 60-х. Такой тонкости воспроизведения чувств, увы, достигают лишь немногие движущиеся картинки.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera