Сюжеты

Реквием сыгравшему Моцарта

Памяти Романа Козака

Этот материал вышел в № 57 от 31 мая 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Марина Токареваобозреватель

 

Сидим на кухне. Хохочем и шумим. Разговариваем обо всем на свете, попутно поедая потрясающий плов, приготовленный Гвоздицким («Я больше ничего не умею!»), а главное — обсуждаем замысел. Роман Козак предложил Марине Неёловой и Виктору...

Сидим на кухне. Хохочем и шумим. Разговариваем обо всем на свете, попутно поедая потрясающий плов, приготовленный Гвоздицким («Я больше ничего не умею!»), а главное — обсуждаем замысел. Роман Козак предложил Марине Неёловой и Виктору Гвоздицкому беспрецедентную возможность: сыграть все роли в спектакле «Мастер и Маргарита», даже инсценировку романа уже написал.

Ничего из замысла не вышло, но кто в тот вечер мог подумать: через год не станет Гвоздицкого, через три — Козака… Все время в эти дни всплывает тот, прежний, Козак: веселый, чуть таинственный, полный азарта жить и сочинять.

Ученик Олега Ефремова, унаследовал от учителя ген лидерства и умение существовать с равной уверенностью в двух разных ипостасях — актера и режиссера. От одной из самых первых ролей в «Эмигрантах» Мрожека до последней своей роли в «Косметике врага» Амели Нотомб Козак блистал рядом с любым партнером, даже таким мощным, как Константин Райкин. Природу театрального абсурда чувствовал как никто и стал воплощать в спектакли одним из первых, в конце восьмидесятых. Канун перестройки в российском театре — это прежде всего его постановки-события: «Елизавета Бам на елке у Ивановых» и «Чинзано». Ставил Шекспира и Хармса, Срблянович и Лермонтова, Петрушевскую и Островского; острый интуитивист, выбор материала осуществлял по внутреннему слуху. А слух его долгие годы оставался безукоризненным.

Многое усложнилось, когда Козак, всегда жаждавший новой театральной алхимии, искавший ее и на государственных сценах, и в студийной среде, стал главным в Театре имени Пушкина, некогда таировском. Дамоклова забота о «наполняемости» зала и стремление к тому, чтобы всем театром сохранять «душу живу», — противоречие из труднейших. Пушкинский ожил, задышал, но был непредсказуемо и прихотливо разнолик, и на большой сцене, и в филиале.

Когда-то, объясняя свою многолетнюю приверженность драматургии Мрожека, Козак сказал: «Он знает природу театра изнутри. Его парадоксы, ситуации, положения». То же самое в полной мере относилось к нему самому. Его личное обаяние включало беспечность и мудрость, и было скреплено редчайшим умением не принимать себя всерьез, ироничной готовностью высмеять и свои триумфы, и свои неудачи. Вспыльчивый, он был отходчив, умел проявлять великодушие. Был (опять-таки вслед Ефремову) неревнив — щедро звал к себе начинающих: некогда Серебренникова, недавно — Бархатова.

Занятия театром сплошь и рядом отнимают у человека пол: главные режиссеры часто по-бабьи истеричны, склонны к интригам, мелочны. Роман Козак всегда помнил, что такое мужское поведение: и в хорошие дни, и в последний год тяжелейшей болезни.

Всю весну репетировал: довел свой спектакль по Островскому до премьеры 10 мая; присутствовал на банкете по случаю выпуска «Бешеных денег»: не хотел омрачать праздник актерам. И готовился к постановке новой пьесы Людмилы Петрушевской.

Среди главных режиссеров первой десятки столичных театров — самый молодой. Что-то в нем было от Моцарта, которого он некогда играл во МХАТе, счастливо-солнечное, свободное. Его потеря в скудеющем театральном мире — из самых больных.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera