Сюжеты

Оливер Ассаяс: Люмьеры изобрели сразу две вещи: кинематограф и кризис.

В Москве проходит Неделя Французского кино

Этот материал вышел в № 57 от 31 мая 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

Уже традиционное для России событие – фестиваль французского кино - приобретает новые краски. В Москву приехал один из крупнейших режиссеров европейского арт-кино современный классик Оливье Ассаяс. Центральной частью программы стала его...

Уже традиционное для России событие – фестиваль французского кино - приобретает новые краски. В Москву приехал один из крупнейших режиссеров европейского арт-кино современный классик Оливье Ассаяс. Центральной частью программы стала его краткая (четыре картины) ретроспектива. Вместе с ретроспективой Рене Клера фильмы эти создали особый одухотворенный подлинным искусством контекст, в котором зрителям предложено увидеть и современное французское кино.

Ассаяс - один из авторов «Cahiers du cinema», гуру арт-кино, представляет одну из своих последних картин «Летнее время» (на последнем Каннском кинофестиваля показали недавнюю работу французского режиссера, пятичасовую картину «Карлос» - байопик о левом террористе родом из Венесуэлы Ильиче Рамирезе Санчесе, печально известном как «Карлос» и «Шакал»).

Фильм «Летнее время» создан при поддержке Музея Орсэ. Модель одной семьи становится образом трансформаций, перемен в жизни французского общества. Американские кинокритики назвали картину лучшей зарубежной лентой прошлого года. Сегодня на большом экране ее могут посмотреть и российские зрители.

В ретроспективе режиссера и его знаменитый хит «Ирма Веп» - поэтический и иронический взгляд на современное авторское кино. Сам режиссер во время встречи с журналистами комментировал работу так: «Мне не кажется, что «Ирма Веп» - приговор кинематографу. Ведь это комедия. Мне хотелось дать возможность почувствовать, услышать какофонию, которую ощущает режиссер, работающий над картиной. Ведь каждый фильм определяется множественностью взглядов всех участников «кино-творения». Как все эти разнонаправленные векторы собрать воедино и не сойти с ума?».

Оливер Ассаяс - режиссер и кинокритик. Размышляющий практик. Снимающий теоретик. Как не спросить его о современном кинематографе?

- Итогом недавно завершившегося Каннского кинофестиваля стало общее мнение о серьезнейшем кризисе, который испытывает мировое авторское кино. Вы разделяете это мнение? И если да, то не пора ли кинематографистам – как это сделал режиссер в вашем фильме – начать все заново, снова вернуться к лаконичному языку Великого Немого?

- Думаю, братья Люмьер изобрели сразу две вещи: кинематограф и его кризис. Сколько себя помню, столько и говорят о конце кино, о его кризисе. Может, в этих опасениях и заложена особая витальность кинематографа, его, так сказать, жизнестойкость. Все понимают, надо что-то менять, надо предпринимать нечто новое. Все это очень тонизирует. Что такое Каннский кинофестиваль? Это когда все кино мира собирается в одном месте в одно время. Это такой моментальный снимок кинематографа планеты. Но у кинематографа своя цикличность, свои подъемы и спады, течения и увлечения, свои перспективы. Канны дают лишь срез фильмов, снятых к определенной дате. Сегодняшние кинематографисты испытывают другие сложности, решают иные проблемы. Прежде всего, есть ощущение разорванных горизонтальных связей. Во всех движениях прошлого: Новой волне, авангарде, поэтическом реализме – было общее устремление к поиску идеала. Пусть недостижимого. Нынешние кинематографисты – индивидуалисты. Но они страдают от отсутствия творческого и человеческого обмена. Я это чувствую крайне остро. Не нахожу отклика, ощущаю дефицит собеседника. Во всем главенствует рынок. В результате этого на экране так мало появляется штучных работ, освещенных духовной смелостью автора.

В программе «Недели»: «По направлению к нулю», Паскаля Тома, ироничная вариация на тему романа Агаты Кристи, в исполнении Кьяры Мастроянни, Даниэля Дарье, Мельвиля Пупо;  «Человеческий фактор» Николя Клотца - триллер с Матье Амальриком в главной роли – о диалоге современности с темой Холокоста; комедия положений «Первый встречный» Жака Дуайона, Режиссер Клэр Симон привезла в Россию свой фильм «Офис Бога» (ее работа была представлена в Каннской программе «Двухнедельник режиссеров»). В кабинетах «Офиса Бога» смеются, плачут, танцуют и курят на балконе. К консультантам этого Центра планирования семьи приходят самые разные люди инкогнито, чтобы рассказать настоящую (а иногда вымышленную) историю.

В «детской секции» Недели покажут отреставрированную копию «Каникул господина Юло» Жака Тати – неподражаемого печального, трогательного и уморительно смешного классика, которого часто называют французским Бастером Китоном.

Неделя организована Посольством Франции в России и Французским культурным центром.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera