Сюжеты

«Е-правительство» отложили в долгий ящик

Исполнители срывают план президента по созданию единого портала государственных услуг

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 59 от 4 июня 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Юрий Ревичобозреватель «Новой»

 

17 октября прошлого года было выпущено «Распоряжение Правительства РФ №1555-р», утвердившее «План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной...

17 октября прошлого года было выпущено «Распоряжение Правительства РФ №1555-р», утвердившее «План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти». В соответствии с этим планом в декабре был открыт портал «Государственные услуги» (Gosuslugi.ru). Этот сайт, открытый в большой спешке, и по сей день именуется «справочно-информационным», хотя по утвержденному «Распоряжением» расписанию он постепенно должен наполняться собственно услугами в электронной форме. С тех пор прошло уже полгода, но почти ничего из того, что было обещано, до сих пор не сделано.

В этих «разборках» мне сильно помогли сотрудники Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Транспаренси Интернешнл — Россия» (ТИ-Р), точнее, его проекта «Антикоррупционный сетевой кабинет», АСК (askjournal.ru). Без подсказок координатора проекта и заместителя директора центра Ивана Ниненко я во многом просто не смог бы разобраться — у сайта Gosuslugi.ru напрочь отсутствует не только стандартный раздел «Новости сайта», но и вообще какая-либо пиар-служба.

Приятное исключение — довольно информативный, хоть и неофициальный блог в ЖЖ (gosuslugi.livejournal.com), который ведут сами разработчики проекта, чтобы иметь какую-либо обратную связь и возможность разъяснять некоторые «темные» моменты. Если у вас возникли вопросы, связанные с порталом, я очень рекомендую просмотреть этот блог — если вы там и не найдете готового ответа, то, возможно, вас там выслушают и даже ответят, в отличие от «горячей линии» самого портала, которая, судя по отзывам, обычно оказывается бесполезной и дает справки в основном о навигации по сайту.

Доступ к порталу

Сайт Gosuslugi.ru задуман как единый центр, с единым интерфейсом доступа ко всем государственным услугам, что в принципе очень удобно, но одновременно создает ряд сложностей по интеграции в него услуг, уже реализованных на региональном или ведомственном уровне. Но еще важнее не техническая несовместимость, а организационная. Учитывая степень координации (т.е. ее полное отсутствие) действий властей различных уровней по части предоставления информации, не очень понятно, куда именно в первую очередь должен обращаться гражданин.

Для того чтобы воспользоваться сервисом, на нем, естественно, необходимо зарегистрироваться. Однако в отличие от «Одноклассников», эта процедура не быстрая и включает не только заполнение регистрационной анкеты с вашими данными, но и их проверку со стороны портала. Причем если электронная почта и, например, номер мобильного телефона проверяются только на предмет их корректности (что такие номер и е-мейл существуют), то основные параметры, которыми являются ваш страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и ИНН, проверяются по полной программе (не хочется думать, что вручную, хотя с учетом плачевного состояния государственных баз данных и это не исключено).

После этого вам по обычной почте придет письмо с паролем. «Почта России», как известно, перегружена сверх меры, потому беспокоиться стоит начинать через пару-тройку недель, не раньше. И только получив этот пароль, вы сможете авторизоваться через «Личный кабинет» (причем именем для входа будет служить не фамилия, а все тот же СНИЛС) и получить доступ к услугам.

В указанном выше блоге разработчики очень подробно разъясняют необходимость такой сложной процедуры в основном тем, что делается это во избежание «неоднократных регистраций» и «регистраций с несуществующими данными», а также чтобы не тратить бюджетные деньги на рассылку лишних писем по несуществующим адресам. Это такая своеобразная замена персональной «электронной подписи», о необходимости которой много говорилось при запуске портала в декабре 2009 года. Но тем самым разработчики фактически ограничивают круг получателей услуг гражданами РФ, прописанными в РФ, а о сложностях, вытекающих из этого, несколько слов далее.

Региональные сайты

Стоит заметить, что в рамках программы «Электронная Россия», действие которой заканчивается в этом году, было все-таки немало сделано, хотя и достаточно бессистемно и в различных регионах — очень по-разному. В качестве почти образцового примера можно привести «Социальный портал государственных услуг» города Самары (gosuslugi.samara.ru). Есть поиск по штрафам и правонарушениям в базе ГИБДД, можно получить справку о наличии бесплатных и платных медицинских услуг, и даже записаться на прием к врачу (правда, в списке лишь четыре медицинских учреждения, в городе их явно больше). Есть большой справочник по социальным услугам и порядке их предоставления, есть возможность обратиться к властям — от губернатора до исполнительной власти и губернской думы.

Внедрение государственных услуг в электронном виде можно разделить на пять этапов, согласно «Распоряжению». Первый этап связан с размещением и структурированием информации в Интернете, второй — это размещение всех нужных бланков, чтобы их можно было распечатать, третий — там, где проект сейчас «топчется», — возможность подать документы в электронном виде. Четвертый этап — возможность прослеживать исполнение в реальном времени, пятый — получать результат в электронном виде. И в Самаре как минимум первые два этапа реализованы очень полно.

А вот сайт Ростовской области может послужить обратным примером — когда делалась витрина для галочки и в спешке. На этом сайте (pgu.donland.ru — интересно, что имелось в виду под pgu?) на текущий момент можно найти ровно два раздела, к тому же носящих чисто справочный характер.

Но и выдающийся по нашим меркам самарский сайт специально сделан под инфоматы — интернет-киоски. Они стоят в разных местах Самары, что делает сервис доступнее для  населения, но технически отнюдь не облегчает его интеграцию на федеральном уровне, где инфомат-версия еще только в планах. К тому же региональные сайты по госуслугам, включая и «образцовый» самарский, разыскать неосведомленному гражданину непросто, а прямых ссылок с просмотренных сайтов областных администраций я разыскать не сумел.

Поэтому сведение всех данных о госуслугах в одном месте было бы неплохим решением, но сложностей на этом пути предостаточно. В качестве примера приведу разнобой в сведениях об отделениях милиции в Москве. Сейчас официальная информация о московских районных отделениях милиции есть на сайтах самих районов и на сайтах УВД округов (причем с центрального сайта mvd.ru вы туда не попадете — для ГУВД Москвы там приведена ошибочная ссылка, а если все-таки найти этот сайт, то ссылок на округа там практически не обнаружится). Еще больше есть неофициальных ресурсов на этот счет, куда информацию, очевидно, копируют из справочников типа «Желтых страниц». Информацию о сопутствующих структурах — об участковых, об общественных пунктах охраны порядка — я разыскал лишь на сайтах районных администраций. Причем по крайней мере в моем случае эта информация была устаревшей лет на пять, с ошибочными адресами, персоналиями и номерами телефонов — со времен создания сайта район успели сильно модернизировать из-за сноса пятиэтажек.

Так вот, аналогичный раздел на Gosuslugi.ru, который, по идее, должен быть самым надежным источником информации, еще хуже: только по названиям пунктов «Дежурная часть Тестовый документ» в соответствующем разделе можно заключить, что со стороны МВД это была чистая отписка, даже не доведенная до конца, — большей частью нет ни номеров телефонов, ни названий, и вообще ничего, кроме физического адреса. Так что вопрос о том, где «регионы» и ведомства будут в первую очередь вносить возможные изменения (у себя на сайтах, что явно проще, или сначала на «Госуслугах»), остается без ответа.

Ведомства — всё еще хуже

МВД, по свидетельству Ивана Ниненко, вообще несерьезно относится ко всей этой информационной открытости. Исключение — Федеральная миграционная служба, которая внедрила одну из самых разрекламированных в прессе услуг — заказ обычного или загранпаспорта через Интернет. Если исключить связанные с этим эмоции, как положительные, так и отрицательные, и выделить голую суть дела, то обнаруживается, что услуга практически не имеет смысла: ходить ногами все равно придется — не исключено, что дважды, и в данном случае от этого хождения, в принципе, избавиться совсем непросто (см. инструкцию «Новой»).

Другое дело, те услуги, которые действительно можно получить, «не вставая с кресла». К ним, например, относятся запланированные еще на май услуги подачи разрешения на временное проживание и вида на жительство для иностранных граждан. Ждем с нетерпением, как это будет реализовано: сайт в нынешнем виде рассчитан исключительно на граждан РФ, проживающих на территории РФ, и иностранный адрес при регистрации указать невозможно.

Одной из главных функций сайта, помимо собственно госуслуг, могли бы стать обращения в инстанции в электронной форме — это гораздо проще, чем ходить на почту и посылать письма «с уведомлением о вручении». Идея делать это через портал заключалась в том, что в «Личном кабинете» вы уже зарегистрированы, и нельзя «отмазаться», ссылаясь на то, что это анонимное обращение: власти обязаны отвечать по закону.

Но оказалось, что ведомства в большинстве не готовы принимать обращения в электронном виде и отвечать на них. Если ФМС готово (и на его сайте есть такая возможность), то МВД (кроме реализованной возможности сообщений о преступлениях, в чем ведомство явно заинтересовано, но это и услугой-то трудно назвать) или, например, МИД пока, увы, нет. Более того, до недавнего времени на сайте Gosuslugi.ru была подготовленная Минсвязи общая кнопка для обращения граждан в ведомства, а совсем недавно ее убрали, и никто нигде не объяснил, почему.

В качестве положительного примера работы ведомств можно привести Пенсионный фонд (pfrf.ru) — зарегистрировавшись на «Госуслугах», можно посмотреть буквально все по теме, в том числе какая именно компания, когда и сколько платила за вас взносов, процент прироста на вашем счету и т.д. Но это единственный пример услуги, реализованной полностью и практически без подводных камней. Уже с налогами (пока для юридических лиц) все сложнее: в разделе ФНС вас попросят установить на компьютер специальную программу и в дальнейшем работать через нее. Что как минимум противоречит концепции портала как единого центра доступа к услугам.

Заметим, что с 1 июля 2010 года вступают в силу поправки в КоАП, согласно которым  (ст. 13.27 п. 2) «неразмещение в сети «Интернет» информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в случаях если обязанность по размещению такой информации в сети «Интернет» установлена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей». Эта статья может подстегнуть отстающих — запросы из прокуратуры получать никому не хочется. Вопрос только в том, что именно «федеральным законом» вменяется в обязанность размещать в Интернете. Плохо то, что если «чего-то там» не указано, то при текущем уровне заинтересованности властей они этого, скорее всего, и не разместят. Но хорошее тоже есть: если уж обязаны, то для гражданского общества создается хоть какой-то инструмент — можно жаловаться в прокуратуру и привлекать к ответственности чиновников.

Сколько это нам стоит

На разработку и запуск портала «Госуслуги» было потрачено 100 млн рублей, и это еще не вечер — окончание работ запланировано на 2011 год, и при существующем уровне заинтересованности ведомств и уже виднеющихся прорехах в плане едва ли эти сроки будут выдержаны. Впрочем, министр связи Щеголев надеется, что деньги будут потрачены не зря: так, с 2011 года чиновникам запретят запрашивать от граждан информацию, которая уже была получена ранее: если вы зарегистрированы на «Госуслугах», то миграционная служба или ГИБДД должны будут скопировать ваши данные оттуда. Не очень ясно, правда, как все это будет работать в условиях, когда Интернетом охвачено 30% населения.

Не рискуя сильно ошибиться, можно предсказать, что услугами сайта к моменту его гипотетической готовности будут пользоваться в лучшем случае 10-15 наиболее «продвинутых» процентов населения и, возможно, юридические лица. Остальные так и будут торчать в очередях. Мы обязательно вернемся к этой теме, чтобы понять — а вдруг ошиблись? Было бы приятно это признать.

Справка

Невыполненные обещания

Кто тормозит программу создания «Электронного правительства»

Всего в «Плане», прилагающемся к «Распоряжению правительства №1555-р», 74 услуги федерального уровня, и поскольку полностью они должны быть реализованы к концу 2011 года, сейчас еще рано подводить итоги. Но отставание от плана уже налицо — из 31 услуги, что должны заработать на данный момент в рамках III этапа, хоть как-то присутствуют лишь 20 (основные «двоечники» — Миздравсоцразвития, МВД, МИД). Вот некоторые услуги из тех, что были обещаны согласно «Плану», но не выполнены в срок:

— подача документов на гостехосмотр транспортных средств, ответственный — МВД России, номер пункта в «Распоряжении» 21, срок III этапа — февраль 2010. На сайте есть ссылки на некоторые региональные версии (например, для Москвы только САО);

— подача документов на регистрацию страхователей-работодателей в территориальных органах Пенсионного фонда РФ, ответственные — Минздравсоцразвития России, Пенсионный фонд РФ, номер пункта в «Распоряжении» 33, срок III этапа — март 2010. На сайте есть только информация об услуге;

— подача страхователями реестров застрахованных лиц о перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателей, ответственные — Минздравсоцразвития России, Пенсионный фонд РФ, номер пункта в «Распоряжении» 36, срок III этапа — март 2010. На сайте есть только информация об услуге;

— подача документов на оформление приглашений на въезд в РФ, а также на выдачу виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, ответственный — МИД России, номер пункта в «Распоряжении» 46, срок III этапа — март 2010. Услуга отсутствует «по техническим причинам».

Инструкция «Новой»

Как получить паспорт, не выходя из дома

Чудес не бывает

Если вы хотите всего лишь получить паспорт, то для начала не забудьте, что вам придется пройти описанную выше длинную процедуру регистрации в «Личном кабинете» (правда, только один раз на всю жизнь). Сама же процедура получения внутреннего или загранпаспорта начинается с заполнения анкеты, и здесь множество подводных камней: например, для всей трудовой деятельности, включая перерывы, которые тоже нужно указывать, предусмотрено лишь десять полей — сейчас даже у многих молодых людей гораздо больше мест работы (мне повезло — у себя я насчитал ровно десять пунктов). В случае успеха следует ожидание в течение нескольких недель ответа от ФМС с приглашением, которое придет в тот же «Личный кабинет» (а вы, наверное, надеялись, что по электронной почте, как из интернет-магазина?). После этого, если вы придете с оплаченной квитанцией госпошлины и готовой фотографией, то в принципе документы старого образца можете получить через час (по крайней мере, так уверяют в ФМС).

А вот новый биометрический «загран» с десятилетним сроком, который сам же глава ФМС Константин Ромодановский рекомендует получать россиянам (в 2012—2013 годах могут возникнуть сложности с въездом в Европу по старым паспортам), за один раз получить не удастся: первый раз вас сфотографируют в специальной кабине и предложат прийти еще раз — уже для получения.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera