Сюжеты

Гвардия патриарха идет на мушкетеров Кремля?

Создание многотысячных молодежных отрядов — серьезная заявка на борьбу за власть

Этот материал вышел в № 60 от 7 июня 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Александр СолдатовНовая газета

В конце мая, на именины патриарха, центр Москвы был перекрыт из-за презентации собственной гвардии Его святейшества. Город впал в транспортный коллапс, чтобы по набережным и мостам вокруг Кремля прошествовало 40 тысяч участников патриарших...

В конце мая, на именины патриарха, центр Москвы был перекрыт из-за презентации собственной гвардии Его святейшества. Город впал в транспортный коллапс, чтобы по набережным и мостам вокруг Кремля прошествовало 40 тысяч участников патриарших молодежных движений, в точности скопированных с про-кремлевских «Наших» и «Молодой гвардии». Каковы реальные политические амбиции патриарха? Кто составляет его собственную гвардию, к каким боям ее готовят?

Как собрали народ на именины патриарха

Одну из колонн православных «молодогвардейцев» поручили возглавить молодому священнику. Священноначалие приказало батюшке в 11.00 явиться с прихожанами на Болотную площадь. Хотя был великий праздник — Духов день — в доброй половине московских храмов «ради шествия» отменили службы.

В 11.30 распорядители выстроили подопечных священника и еще сотни молодых людей на Большом Москворецком мосту. Спустя час мост наполняли тысячи статистов, которых тут же облачали в футболки с надписью: «Вера и дело». Еще через полтора часа колонна, также облаченная в форменные футболки, показалась со стороны храма Христа Спасителя (ХХС). Впереди виднелся виновник торжества, одесную которого шествовал Вселенский патриарх Варфоломей, а ошуюю — Юрий Лужков. Метрах в десяти за их спинами несли угрожающих размеров, во всю ширину набережной, транспарант, где аршинными белыми литерами на зеленом патриаршем фоне было начертано: «Подумай о будущем России!»

Когда пришедшие от ХХС соединились на Васильевском спуске с массовкой, томившейся на солнцепеке, из-за сцены возле храма Василия Блаженного через образовавшуюся в оцеплении брешь двинулся в сторону метро людской поток в форменных футболках. «С моста хорошо было видно, — рассказывает священник, — как, не оглядываясь, они уходили в сторону метро. От огромной массы остались только держатели плакатов и знамен, да и то не все». На сцене тем временем происходило «самое интересное» — миссионерское обращение патриарха Кирилла к молодежи, подкрепленное пламенными обещаниями Лужкова построить за год 200 (двести!) новых храмов. Дополнительно к имеющимся в Москве 800.

Но «будущее церкви» продолжало стремительное бегство к метро, прямо на глазах именинника. На концерт остались немногие, так что организаторы прямо со сцены взывали: «Что же вы не слушаете, это же для вас?!»

Это, конечно, не сознательная дискредитация праздников церкви, но продолжение имперского представления о людях как винтиках государственного механизма.

Но зачем молодежь вообще собралась у ХХС и на прочих околокремлевских территориях? 40-тысячная гвардия патриарха — не что иное, как подневольное студенчество, согнанное по разнарядке. В нашем распоряжении оказался и образец разнарядки: письмо главы управы района Замоскворечье Н.Г. Харитоновой ректору Московского государственного университета дизайна и технологии Валерию Белгородскому, исходящий номер ЗМ-13-19410. Глава управы, в свою очередь, ссылается на поручение мэра Москвы от 4 мая 2010 г. № 4-ТС — 141/09. Суть письма и поручения сформулирована так: для «проведения 24 мая 2010 года праздничного шествия с участием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и молодежи по маршруту: храм Христа Спасителя — Красная площадь, прошу Вас направить 80 человек для участия в шествии». Ректор, начертавший на письме: «Обязательно!», должен назначить ответственного за явку и прислать его данные по факсу в управу. В свою очередь, управа назначила некую Ольгу Алемасову ответственным представителем района на шествии. Многолетний советник собрания Головинского района о. Михаил (Ардов) рассказывает, что подобные разнарядки из префектуры пришли и в их район. Причем там, где не хватало подневольной молодежи, на шествие сгоняли работников управ и ЖКХ.

Триумф, несмотря ни на что

Реакцию патриархии на недовольство населения «всенародным празднованием» в разгар рабочего дня высказал глава Синодального информационного отдела РПЦ МП Владимир Легойда, в прошлом — доцент МГИМО: «Могу со всей ответственностью заявить, что от Церкви требований кого-то куда-то собирать не поступало… Пробки доставили неудобства работающим людям… Но при проведении массовых мероприятий так происходит всегда…» Другому яркому лидеру православной молодежи, главе «Ассоциации православных экспертов» Кириллу Фролову, оправдываться совершенно не в чем. Жалобы автовладельцев и прочих опоздавших на работу граждан Фролов отметает: «Уж лучше по Москве пройтись, чем в душном кабинете сидеть».

Подлинные итоги акции, если верить Фролову, захватывают дух: «После такой демонстрации у Патриарха Кирилла полностью развязаны руки… Необходимо добиться реализации Патриаршего проекта молодежного съезда, которому «будет тесно в Лужниках», то есть в нем должно быть более 100 тысяч участников. <…> Только Святейший Кирилл является той фигурой, которая сможет изменить тот негатив, который сложился в результате того, что Россия, Белоруссия и Казахстан не договорились о Таможенном (читай: геополитическом) союзе. И только Патриарх <…> может и должен этот союз спасти. Как и Союзное государство России и Белоруссии, как и нарождающийся русско-украинский союз <…>. Шествие продемонстрировало влияние, реальность мобилизационного потенциала Русской Церкви государству».

Нельзя сказать, что реакция Кремля на эту демонстрацию мощи была позитивной. Единственный политик, который поддержал презентацию патриаршей гвардии и сам в ней поучаствовал, — мэр Москвы. Создание многотысячных молодежных отрядов в политической культуре России воспринимается как серьезная заявка на борьбу за власть.

В условиях военного времени

Накануне шествия, 24 мая, в Москве, прошла еще одна презентация. Руководитель Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи (ПЦДРДМ) при Даниловом монастыре игумен Иоасаф (Полуянов) собрал журналистов, дабы сообщить: ПЦДРДМ открыл курсы подготовки церковно-молодежных лидеров, которые, по словам игумена, созданы по образцу «курсов молодых командиров во время войны». Более двух месяцев 50 молодых людей в возрасте 20—25 лет будут заниматься в закрытом режиме, используя «выезды, тренинги, современные психологические методики». Деньги предоставили патриархии спонсоры, пожелавшие остаться неизвестными. В преддверии открытия курсов в Сергиевом Посаде прошло первенство России по рукопашному бою среди православных. Среди его организаторов значатся Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом и Центр специального назначения ФСБ РФ. Наверное, нас поспешат уверить, что все это нужно для активизации «миссионерского служения»?

ПЦДРДМ готовит, так сказать, элитные подразделения, командный состав патриаршей гвардии. Уличную массовку обеспечивает упомянутое движение «Вера и дело», «Православный корпус» «нашистов», «Георгиевцы» и ряд более мелких групп. С 1990 г. в РПЦ МП действовала лишь одна общецерковная молодежная структура — аморфное Всецерковное православное молодежное движение. Оно состояло из аскетически настроенных юношей и девушек и было не способно к серьезной борьбе. Кирилл распорядился создать при вновь образованном Синодальном отделе по взаимодействию Церкви и общества (ОВЦО МП, председатель — протоиерей Всеволод (Чаплин) особый Совет православных общественных объединений. Туда и вошли все «молодогвардейские» структуры — «Вера и дело», «Православный корпус», «Георгиевцы», а также Фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана, Совет православных молодежных организаций Москвы, Межрегиональное общественное объединение «Суворовское наследие», Ассоциация военно-патриотических клубов при Патриаршем подворье в Сокольниках, Общественная православная молодежная организация «МОСТ», Братство православных следопытов и т. п. Общее число молодежи, так или иначе вовлеченной в деятельность церковных молодежных структур, в том числе военного типа, — десятки тысяч.

Но не все радужно в рядах патриаршей гвардии. Например, «Православный корпус» «Наших», возглавляемый братом министра по делам молодежи Борисом Якеменко, переживает сложный период. Закончилось прежнее финансирование, и Борис Якеменко ведет консультации с патриархией о создании нового молодежного движения. Патриархия вроде и благоволит идее, но финансировать ее не спешит. Судя по тому, что на патриаршем шествии 24 мая доминировали флаги движения «Вера и дело», Кирилл поставил на него. Все-таки у Якеменко, так сказать, двойная юрисдикция.

О движении «Вера и дело» известно не так много. Оно возникло на базе одноименных ежегодных форумов, проводимых с 2007 г. в Российском государственном социальном университете, возглавляемом воцерковленным ректором. 22 мая форум «Вера и дело» прошел в Измайлове и собрал почти 5 тысяч участников. Лишь в этом году движение вышло на оперативный простор — устроило в подмосковном пансионате «Ершово» свою школу молодежных лидеров и оснастило своей символикой участников шествия 24 мая.

Патриарх Кирилл — харизматичный и динамичный лидер. Его теория «симфонии властей» не имеет ничего против совмещения одним лицом постов патриарха и президента. Тем более даже новейшая история имеет подобные прецеденты (первый президент Кипра архиепископ Макариос). Но если православные молодежные движения действительно создаются с далеко идущими политическими целями, то возникают серьезные сомнения, что собранные директивными методами студенты смогут в решающий момент оказать реальную помощь.

Точка зрения обозревателя на полосе мнений может не совпадать с точкой зрения редакции.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera