Сюжеты

Ники сброшены

Русские блогеры в Греции обсудили свое будущее, осудили «троллей» и распахнули объятия крупным корпорациям

Этот материал вышел в № 61 от 9 июня 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Алла ГераскинаНовая газета

 

В конце мая на греческом острове Крит прошел очередной, четвертый по счету ежегодный слет блогеров-путешественников, организованный администрацией портала www.TBG-Brand.ru (интернет-ресурс Сети «ТБГ. Туристические бренды») совместно с...

В конце мая на греческом острове Крит прошел очередной, четвертый по счету ежегодный слет блогеров-путешественников, организованный администрацией портала www.TBG-Brand.ru (интернет-ресурс Сети «ТБГ. Туристические бренды») совместно с туроператором TEZ Tour. Его цель осталась прежней — объединение людей, пишущих о путешествиях, развитие геоблогинга и smart-travelling. А «Новая» в очередной раз отправилась на слет наблюдать за последними тенденциями в русскоязычном интернете.

В Греции у 65 участников мероприятия — блогеров сайта www.TBG-Brand.ru, победителей конкурсов, проводимых на Liveinternet.ru, mail.ru и LiveJournal.com, представителей СМИ и экспертов рунета — все шло по безумному сценарию, которыми славятся слеты. Они сами доили, стригли и ели овец в горном селении — «самом диком месте Евросоюза» — под пристальным взором хозяина,  пастуха-миллионера с внешностью мафиози со склерозом. Носились с картой по барам обескураженного греческого городка, участвуя в «пьяном квесте». Снимали рекламные ролики Греции и себя. В личные бассейны их фешенебельных номеров (все отели по традиции слетов были пятизвездочными) прыгали со вторых этажей завистливые соотечественники, менеджеры отелей дарили за задержку багажа ящики шампанского, а лысеющие немецкие туристы на пляже исподтишка снимали на свои мыльницы русских девушек в длинных греческих платьях.

Впрочем, не все приехали в Грецию только отдыхать. Как всегда, были и те, кому пришлось работать, и те, кому — отрабатывать доверие.

Слет — это всегда небольшой срез рунета с его тенденциями, знаковыми персонами и перспективами развития. Место обсуждения  — традиционная конференция слета. Открыть конференцию в этом году доверили признанной интернет-персоне Леониду Каганову — известному писателю-фантасту, члену Союза писателей России и блогеру, дневник которого месяцами не вылезает из топа. В рамках доклада «Почему умные люди в интернете выглядят идиотами» Леонид говорил о наболевшем. Наболевшее — это «тролли», люди, которые засоряют чужие дневники злобными комментариями, предпочитая всему спор ради спора. Писатель-фантаст объяснил, что с «троллем» не надо говорить на его уровне и отвечать в его тоне, лучше  полностью игнорировать или ответить в другой плоскости («Да-да, а еще я ем детей»), и тут же честно признался, что ему это удается крайне редко.

Стоит признать, что «тролли» в современном рунете вызывают неоднозначную реакцию. Есть и те, кто только и мечтает приманить в свой дневник подобного персонажа, поскольку присутствие «тролля» — это гарантированная перебранка с остальными читателями, а значит, большое количество комментариев и место в топе. Для таких пользователей по нашей просьбе Леонид набросал лишь несколько душераздирающих тем, которые гарантированно вызовут атаку «троллей». Итак:

— Что лучше: «Виндоус», «Линукс» или «Макинтош»?

— Есть ли Бог?

— Nikon или Canon?

— «На Украине» или «в Украине»?

— Аборт — убийство или нет?

— Что делать с бездомными собаками?

Впрочем, основную здравомыслящую аудиторию русского интернета раздражают как «тролли», так и многие потворствующие им топовые блогеры. «Везде только мат и сталкивание лбами, и ни одного предложения к усовершенствованию чего-либо, — пишет в комментариях к посту о «троллях» того же Каганова пользователь под ником chelseamoth. — И если есть возможность по изменению мира к лучшему, в данном случае  — публичность и авторитетность, лично я не понимаю, почему никто этого не делает».

На слете оказалось — делают. По крайней мере открыто объявляют о намерениях. Самый головокружительный блог-взлет года  — это, безусловно, travel-дневник обаятельного предпринимателя Сергея Доли, количество подписчиков которого за последний год достигло тридцати тысяч человек. Это тоже тенденция — геоблогинг закрепил свои позиции в качестве одного из самых мощных факторов привлечения внимания в интернете. По мнению самого Сергея, секреты его популярности  — это возможность писать о местах, в которых не многим удастся побывать (благодаря личному бизнесу в сфере электроники Доля может позволить себе несколько экзотических и не очень путешествий в год), только собственный контент, хороший уровень фотографий, минимум текста, усидчивость и как следствие — стабильная периодичность и обратная связь: он всегда отвечает на комментарии, содержащие вопрос.

Но есть и другая явная причина — Сергей так просто и откровенно пишет о путешествиях, работе, даже семье, что не вызывает жгучей зависти. Чаще — наоборот, становится примером для подражания. И сам прекрасно это осознает. Если начинался блог как место для размещения пробной статьи о Норвегии, от которой отказались журналы («у нас своего добра хватает»), то сейчас в его понимании это практически целая национальная идея.

«Некоторое время назад я задумался, как на своем месте могу помочь стране, сделать так, чтобы жизнь вокруг стала немного лучше, как бы пафосно это ни звучало, — объясняет Сергей. — Я решил, что могу попытаться донести до своих читателей мысль о том, что в России можно жить честно и при этом жить хорошо. Я хочу, чтобы люди, прочитав мой блог, подумали о том, что пора поднять свою задницу с дивана, выключить телевизор и пойти что-нибудь сделать. Судя по комментариям, которые я получаю, таких людей уже очень много. Люди пишут, что решили изменить свою жизнь, уйти с ненавистной работы, открыть свое дело, хотя бы просто занять активную позицию в жизни. Это смысл того, что я делаю».

Авторитет Доли среди его аудитории (а каждый пост, по его подсчетам, читают в среднем от 200 000 до 400 000  человек) действительно велик. Учитывая качественную аудиторию, полное доверие к автору и моментальную обратную связь, которой не может похвастаться то же телевидение, блог становится вполне авторитетным СМИ, инструментом влияния. И понимает это не один Сергей.

«Недавно приехал в очередной раз на рыбалку в Астрахань, — рассказывает он. — Смотрю, а меня у самолета встречает человек в костюме с табличкой. Говорю: «Простите, чем обязан?» Он: «Вот губернатор хочет вас пригласить на чашку чая на 15 минут, пожалуйста, вот у нас машина». На вечернюю рыбалку я уже опаздывал, поэтому согласился. В итоге беседа вылилась в три часа. Говорили о рыбалке, конечно, о том, как арбузы выбирать — это же Астрахань. О блоге — он тоже оказался блогером — сначала за него помощник вел, потом он сам втянулся. Посоветовал мне красивые места для съемки».

Звали Долю и на периодические встречи Миронова с блогерами, и в эксперты по вопросам законов в области интернета и предпринимательства к Олегу Морозову. Но соваться в политику он пока не хочет. Блог и так работает. Например, эмоциональный пост о драконовских порядках в аэропорту Бен-Гурион, собравший более 4 тысяч комментариев, обсуждался на собрании у министра туризма Израиля. А перед Новым годом Сергей пообещал читателям исполнить чье-то заветное желание и объявил конкурс. Исполнил три, и запустил цепную реакцию — люди в комментариях стали помогать друг другу, делая то, что в их силах.

На каждого Долю в интернете, конечно, найдется скептик. Тот, кто скажет: ну, конечно, мир лучше делать, главная цель — заработать на блоге деньги. Сергей уверяет, что пока не заработал на блоге ни копейки, да и бизнес позволяет быть материально независимым. «500 долларов за пост? Ну мелковато. Мой имидж стоит дороже». Леонид Каганов тоже относится к коммерческой стороне блогосферы скептически: «Я не зарабатываю в интернете (принципиально) и не раскручиваю здесь книги — известность в интернет-тусовке приводит к тому, что преобладает процент читающих скачанные пиратские тексты. А писатель не получает денег от электронного распространения (либо получает копейки вроде $50 в месяц)». Единственная практическая выгода от блога, по мнению Доли, — возможность путешествовать в интересные места, недоступные для обычных людей: такие, как слет блогеров. «Надеюсь, таких мероприятий станет еще больше благодаря тому, что блогосферой наконец-то заинтересовались крупные корпорации».

И это еще одна тенденция. В этом году впервые спонсором чисто блогерского мероприятия стал один из крупнейших сотовых операторов России.

Заявки от представителей блогосферы поступали в компанию давно. «Были, например, предложения спонсировать поездку в Ирак,  — вспоминает менеджер по бренд-коммуникациям компании Екатерина Турцева.  — Мы, конечно, все понимаем, но с точки зрения построения нашей интернет-стратегии в блогах решили начать с IV слета блогеров-путешественников. Нас мероприятие устроило в плане концепции — открытой, веселой, что совпало с позиционированием нашего бренда. Мы занимаемся аналитикой и видим, что присутствие корпоративных брендов большого масштаба пока слабо развито в блогосфере, хотя основная читающая аудитория в данный момент находится там».

«Разведку» в блогосфере компания ведет уже давно — в блогах вычисляются негативные комментарии о компании, на которые реагируют специалисты с предложением помощи. Екатерина говорит, что основной целью присутствия на слете было  подружиться с теми людьми, которые варятся в блогосфере как рыбы в воде. Глобальная цель  — ненавязчивое обеспечение людей информацией и работа над позитивным имиджем компании.

Уже сейчас в компанию стали поступать кейсы предложений от блогеров, услышавших от побывавших на слете о том, что крупная компания хочет дружить, но не знает как. И это только начало. «Работа с блогосферой по сравнению с годом или двумя ранее сегодня у нас стоит в большом приоритете, — уверяет Екатерина. — Если идея витает только в середине, она утопична. Должна быть заинтересована голова. Она заинтересована».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera