Сюжеты

Кризис! Всем оставаться на своих местах

Этот материал вышел в The New York Times (11.06.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Командировка. Есть в этом слове оттенок шика и романтики — достаточно вспомнить фильмы о Джеймсе Бонде или Джорджа Клуни в фильме «В воздухе». Поездка на поезде, океанском лайнере или самолете раньше сама по себе уже была подарком. В наши...

Командировка. Есть в этом слове оттенок шика и романтики — достаточно вспомнить фильмы о Джеймсе Бонде или Джорджа Клуни в фильме «В воздухе».

Поездка на поезде, океанском лайнере или самолете раньше сама по себе уже была подарком. В наши же дни для большинства командировочных такое «путешествие» означает прежде всего необходимость тащиться на автобусе в аэропорт, впихивать в один чемодан все — от компьютера до носков, брать с собой бутерброды, чтобы сэкономить на еде в аэропорту, и прочие неромантические хлопоты.

Несмотря на то, что сегодняшние технологии позволяют любому путешественнику самостоятельно приобретать билеты через Интернет и сдавать багаж заблаговременно, любая поездка в наши дни сопряжена с очередями, задержками и доплатами.

Такими командировки стали после начала экономического кризиса. Теперь, после полутора лет строгой экономии, компании вновь начинают тратить деньги на командировки сотрудников. Однако отели «Ритц» для командированных остались в прошлом.

Станут ли вновь командировки символом роскоши, а если станут, то когда, зависит от того, сколько готовы будут тратить компании и какие скидки им удастся выторговать у авиакомпаний.

Мередит Ратледж работает заместителем куратора «Зала рок-н-ролльной славы» в Кливленде, и ей часто приходится ездить в командировки в поисках новых экспонатов. Недавно она ездила в Лондон, и в этой командировке постаралась выполнить сразу три задачи, каждая из которых в прошлом стала бы поводом для отдельной поездки: поиск новых экспонатов для музея; отправка назад, в Кливленд, временно экспонировавшихся в Ньюкасле костюмов группы «Сьюпримз»; и встреча с бывшими участниками групп «Холлиз» и «АББА» в преддверии намеченного на март открытия экспозиции, посвященной этим группам.

Вместо того чтобы забронировать отель, Мередит Ратледж остановилась у родственников и передвигалась по Лондону не на такси, а на метро.

«У нас некоммерческая организация, и мы обязаны экономить», — объясняет Мередит Ратледж.

Недавно проведенное компанией Forrester исследование показало, что в 2010 году количество командировок будет примерно на 10% меньше, чем в 2008-м. Тогда как в разгар кризиса в 2009 году количество командировок вообще упало на четверть.

Исследование, в ходе которого было опрошено 4 тысячи командированных, также показало, что финансируются служебные поездки по-прежнему по минимуму.

Более половины опрошенных сказали, что их компании собираются в 2010 году потратить не больше, чем в 2009-м, а четверть из них планируют и дальше сокращать расходы на командировки сотрудников.

«Неудавшийся теракт на борту самолета в Детройт и облако вулканического пепла, накрывшего Европу в апреле, случились в самый неудачный момент, когда серьезные деловые люди только-только начали вновь покупать себе билеты на самолеты», — считает Генри Хартевельдт, вице-президент и главный аналитик компании Forrester Research.

Стремление компаний экономить заставляет их до последнего тянуть с утверждением командировок сотрудников. Исследование, проведенное общенациональным туроператором Travel Leaders Group, показало, что почти все перелеты внутри США бронируются не раньше чем за неделю, а около трех четвертей билетов на международные рейсы покупаются не раньше чем за три недели до вылета.

В прошлом за такое позднее бронирование приходилось платить дороже, чем за раннее. Но с развитием интернет-сайтов соответствующей направленности покупать горящие дешевые билеты стало намного проще. В то же время компании стали гораздо жестче вести себя на переговорах с авиалиниями и добиваются не просто скидок, но и различных компенсаций.

В свою очередь, введенные большинством авиалиний доплаты за все подряд, начиная от провоза багажа и заканчивая местом у окна, затрудняют компаниям расчет реальной стоимости авиапутешествий.

Возможно, поэтому некоторые компании вообще отказываются от авиасообщения. По данным агентства Forrester, в 2008 году две трети из американцев, которые в течение года ездили в командировки по стране, хотя бы один раз отправлялись в путь на самолете. В первом квартале 2010 года этот показатель составил лишь 58%. В деловые поездки американцы все чаще отправляются на своих автомобилях.

Мередит Ратледж постоянно уговаривает спонсоров посетить кливлендский музей рок-н-ролла. С одной стороны, благодаря этому увеличиваются шансы на организацию каждой новой выставки, с другой — музей экономит расходы на деловые поездки сотрудников.

«Мы всегда предпочитаем приглашать важных гостей к себе, а не самим отправляться на встречу с ними куда-то», — подтвердила Мередит Ратледж.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera