Сюжеты

Остров Крым держался четыре дня

V книжный фестиваль на Крымском прошел успешно

Этот материал вышел в № 63 от 16 июня 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Елена Дьяковаобозреватель

 

11—14 июня во дворе ЦДХ на Крымском вновь стояли белые пионерские палатки «Ялта», «Гурзуф», «Евпатория», «Севастополь» — для встреч с писателями и книжных презентаций. И летом 2010-го народ заполнял их довольно плотно. Кстати сказать: не...

11—14 июня во дворе ЦДХ на Крымском вновь стояли белые пионерские палатки «Ялта», «Гурзуф», «Евпатория», «Севастополь» — для встреч с писателями и книжных презентаций. И летом 2010-го народ заполнял их довольно плотно.

Кстати сказать: не всякая столица выдержит четыре больших книжных действа в год — в сентябре, декабре, марте и июне. Пожалуй, в мире и аналогов нет. Москва выдерживает. Более того: в 2010-м у нас появилась и пятая, февральская, ярмарка — альтернативная всем альтернативам. Легендарного лома «эпохи Политехнического и Лужников» на пяти книжных ярмарках нет и не предвидится… но все они живы.

И следовательно: привычная песня «Ужас, ужас, ужас!» в чем-то фальшивит.

Холодным летом 2010-го Московский книжный фестиваль даже сделал вылазку, как Врангель — в Северную Таврию, распространился по этажам Дома художника. В традиционных залах зимней Non/fiction шла издательская торговля и «виниловый базар» пластинок. Букинисты окопались в подвале ЦДХ. Программа фестиваля «Новая пьеса» заняла чердак Дома художника.

Причем и на читках драматургов из круга «Театра.doc», и в пластиковых шатрах — на встречах с писателями — стульев не хватало. Народ довольно плотно стоял по всем углам.

На Крымском презентовали книги хорошие,  но еще не вышедшие. В июле «Лимбус-пресс» выпустит двухтомник «Литературная матрица: живой учебник отечественной словесности». Он задуман как альтернатива неистребимому школьному«Кот Бегемот — типичный представитель…»: сорок эссе о русских классиках написаны современными писателями. О Пушкине говорит Людмила Петрушевская, о Лермонтове — Андрей Битов, о Грибоедове — Сергей Шаргунов, о Лескове — Илья Бояшов, о Набокове — Ольга Славникова. Потенциальный читатель — старшеклассник.

На выходе книга Павла Басинского «Лев Толстой. Бегство из рая» (М.: АСТ). В ноябре — 100 лет со дня ухода Толстого из Ясной Поляны (и, конечно, всех последующих событий на станции Астапово). Исследование Басинского  — вторая в России книга об уходе Толстого: первая, монография Б.С. Мейлаха, вышла в 1960-м. За полвека не только расширился круг источников, но изменилось и потомство, сам тембр его понимания. На фестивале в ЦДХ Павел Басинский говорил о главе «Толстой в Оптиной пустыни», о «невстрече» 28 октября 1910 года с оптинским старцем отцом Иосифом и внутренних ее причинах… Владимир Толстой, директор Музея-заповедника «Ясная Поляна», рассказал на «острове Крым» о двух фильмах, которые осенью 2010 года будут показаны в России.

Ленту «Живой гений» (на материалах Госархива кинофотодокументов) трудно переоценить: вся прижизненная съемка писателя оцифрована, «вытянута» по техническому качеству, переведена в современный формат. Фильм Майкла Хоффмана The Last Station — об осени 1910 года и об уходе из Ясной — отечественному зрителю, возможно, будет странен (Софью Андреевну играет Хелен Миррен, что, видимо, стоит «Войны и мира» с Одри Хепберн). Но там, где «все знают и понимают», фильмов к 100-летию смерти Толстого не снимали… Так что будем смотреть Майкла Хоффмана.

На Книжном фестивале в ЦДХ Михаил Шишкин читал фрагменты нового романа «Письмовник», написанного через пять лет после «Венерина волоса». Роман в письмах из военной экспедиции в Пекин 1900 года в сегодняшнюю Москву выйдет в «АСТ» в конце августа (тогда «Новая» расскажет о нем подробно).

Гостьей фестиваля была Джоан Харрис. И вновь (надо отдать должное московской публике) зал был полон. И зал спрашивал писательницу не о ее ломовых бестселлерах «Французская кухня» и «Французские рынки», а о крепкой, ясной и душистой, как нормандская водка из мирабели, прозе Харрис: романах «Шоколад», «Пять четвертинок апельсина», «Ежевичное вино», «Блаженные шуты», «Леденцовые туфельки».

Поэт Марина Бородицкая виртуозно переводила встречу. Но 70% слушателей (и это новая черта) реагировали на английскую речь Харрис, на ее британскую самоиронию и французскую точность формул до перевода.

Завершила фестиваль на Крымском все же презентация книги, уже вышедшей в свет. «Антисоветский роман» Оуэна Мэтьюза (М.: Corpus, 2010) представил автор — известный британский журналист с русскими корнями. История матери Мэтьюза,  Людмилы Бибиковой, ее репрессированных родителей, ее детприемников и детдомов в годы Отечественной, почти шестилетней (1964—1969) борьбы ее жениха-англичанина за право жениться на гражданке СССР сливается в единый фон с Москвой и Грозным 1990-х (эту Россию Оуэн Мэтьюз видел уже своими глазами). Скорее с русской неистовостью, чем с британской сдержанностью, наотмашь и нараспашку Мэтьюз пишет «эту страну» во весь ее рост. Страну… пожалуй, прежде всего жестокую. И не только люди в зримых и незримых погонах питают эту жестокость: она разлита везде. От теплушек до кухонь.

Чувства русского читателя двоятся. Он готов к протесту… но всякий раз вспоминает, что факты, описанные Оуэном, точны. Так что, видимо, мы от них защищены привычкой.

«Антисоветский роман» меж тем переведен (до русского издания) на 22 языка.

И все же главная «книжная новость» июня в Москве — роман Александра Иличевского «Перс». Он вышел в свет в канун Книжного фестиваля. «Перс» — до явной дерзости! — не соответствует уже привычному стандарту «летнего бестселлера».

И это тоже знак: «книжная ситуация»-2010 лучше, чем мнение о ней.
Не сглазить бы…

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera