Сюжеты

Тараканы, компост и кровь на палитре

Этот материал вышел в The New York Times (18.06.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Слово «органика» имеет для разных людей разные значения. Для садовника это — органические удобрения. Для химика — соединения углерода. Для художника Фабиана Пеньи это — американские тараканы, ночные бродяги, шурующие рядом с водостоками...

Слово «органика» имеет для разных людей разные значения. Для садовника это — органические удобрения. Для химика — соединения углерода. Для художника Фабиана Пеньи это — американские тараканы, ночные бродяги, шурующие рядом с водостоками или на тротуарах. «Я собираю тараканов из разных мест, — рассказывает Пенья. — С Кубы, из Мексики, Майами, Хьюстона — отовсюду, где я бываю». Он убивает тараканов с помощью аэрозоля, кладет их в баночку, отвозит в свою студию во Флориде — и творит: склеивает тараканьи ноги в длинные кружевные цилиндры, похожие на огромные оболочки личинок, или собирает из надкрылий анатомически точные изображения человеческих черепов и конечностей.

Художнику нравятся тараканы, например, за разнообразную окраску их надкрылий, служащих палитрой для передачи светотени. Художник любит их как метафору, за то, какое отвращение у нас вызывает что-то, с чем у нас так много общего — схожие вкусы в пище, такое же умение легко приспосабливаться к любой возможной среде.

«Тараканы — свидетели нашей повседневной жизни», — говорит Пенья. Тараканы также нравятся ему с практической точки зрения. «Это материал, который легко найти, — говорит он, — и это дешевле, чем покупать краски».

Фабиан Пенья — один из многих художников, обратившихся в поисках вдохновения к природе. Они перерывают виварии в поисках новых материалов и штудируют биологию, отыскивая идеи, истины и способ выделиться в толпе.

Лора Сплан, художник из Бруклина и дипломированный флеботомист, раскрашивает обои собственной кровью. При первом взгляде на обои посетители испытывают «приятную визуальную вовлеченность», утверждает Сплан. Но когда они, прочитав табличку рядом с обоями, узнают о том, что является главной составляющей, они начинают испытывать куда более сложные чувства. Они или отходят подальше, или подходят поближе, бормоча: «Надеюсь, у нее нет болезней, передающихся через кровь».

Многочисленные примеры органического искусства — сильно пахнущего, травянистого, рыхлого — представлены на новой выставке «Мертвый или живой» в Музее искусств и дизайна в Нью-Йорке. Музей недавно провел круглый стол, на котором ученые и художники обсуждали, что есть общего у искусства и науки. Они пришли к выводу, что как искусство, так и наука важны, сложны и требуют творческого подхода. Их обоих ведет вперед неутолимое любопытство и желание решать поставленные задачи, но художникам можно выдумывать вещи, а ученым это не рекомендуется. Но как бы ни ставился вопрос, некоторые художники в новой сфере смежного искусства обладают обширными научными знаниями и не боятся применить их на практике.

Дженнифер Ангус преподает текстильный дизайн в Висконсинском университете. В ходе работы над своей серией кукольных домов и инсталляций «Викторианская фантазия» она стала энтомологом-любителем. Она создает сцены идеальной домашней жизни, но все узоры на стенах, полах и мебели собраны из красивых насекомых, да и сами кукольные дома населены насекомыми. «Я хотела создавать узоры, напоминающие о домашнем пространстве, — рассказывает она. — Но, конечно, чего люди не хотят видеть дома, так это насекомых». Ангус надеется отучить людей от энтомофобии, «реабилитировать» насекомых, существ, без которых растения не опылялись бы, а мусор не разлагался.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera