Сюжеты

Заложники чужого флага

Политика Минтранса в области морских перевозок ставит под угрозу жизни российских граждан

Этот материал вышел в № 65 от 21 июня 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Продолжаем дискуссию, открытую нашим экспертом по морскому праву Михаилом Войтенко.Девять из десяти российских судов, включая принадлежащие государственным компаниям, ходят в море под иностранным флагом. Это непатриотично, зато дешево и...

Продолжаем дискуссию, открытую нашим экспертом по морскому праву Михаилом Войтенко.

Девять из десяти российских судов, включая принадлежащие государственным компаниям, ходят в море под иностранным флагом. Это непатриотично, зато дешево и избавляет от необходимости иметь дело с отечественными чиновниками. Минус такого положения дел — незащищенность моряков, быстрый износ судов и огромные потери для экономики страны. Несмотря на обещания руководства Минтранса и Росморречфлота упростить регистрацию судов в России, ситуацию за последние 10 лет изменить так и не удалось. Секрет прост:  чиновникам это невыгодно.

Пятого мая сомалийские пираты захватили танкер «Московский университет» в 350 километрах от побережья Сомали в Аденском проливе. На борту судна находились 23 моряка, а также 86 тысяч тонн нефти. Благодаря грамотным действиям экипажа, укрывшегося в специальном помещении, а также подоспевшему на помощь танкеру БПК «Маршал Шапошников» судно удалось отбить обратно.

Самым интересным в этой истории было то, что танкер, принадлежавший государственной российской компании «Совкомфлот» (через «Новошип»), бороздил море под флагом Либерии. По статистике, на начало 2010 года из 3170 судов, имеющих право плавания под российским флагом, в Российском международном реестре судов (РМСР, так называемый Второй реестр) было зарегистрировано лишь 218 судов — в основном небольших (река-море). При этом остальные российские суда предпочитают использовать «удобные флаги» Камбоджи, Сент-Винсента, Белиза, Либерии, Панамы и даже сухопутной Монголии.

Причина такого положения дел заключается в том, что зарегистрировать судно в российском реестре не только накладно, но и практически невозможно. В странах с «удобным» флагом — Либерии, Панаме, Белизе, Вьетнаме и т.д. — максимальное время, которое нужно потратить при регистрации, составит не более 5—6 рабочих дней. В России владелец судна должен его растаможить и заплатить пошлину в размере 24 процентов от стоимости корабля. Пошлина возвратная, но при неправильном оформлении бумаг или ошибках в них ее можно и не получить обратно.

На каждом этапе — от конторы капитана порта до таможни — в России надо давать взятки. Иначе документы не примут, а если примут, то потом «потеряют». Но даже если эти препоны удалось пройти, расслабляться не стоит. Документы на судно затем уходят в Главный радиочастотный центр (ФГУП ГРЧЦ), где судно проверяется на предмет соответствия его оборудования. По итогам 25—30-дневных проверок ГРЧЦ выдает уникальный радиопозывной судна, что в большинстве стран является рутинной процедурой, не занимающей более одного дня. После этого судовладелец должен внести свой корабль в Российский морской регистр судоходства (РМРС, Первый реестр), и это тоже займет еще около 25—30 дней.

Однако российским чиновникам оказалось мало этого, и с этого года ГРЧЦ стал требовать у судовладельцев, желающих патриотично обзавестись российским триколором, «Свидетельство о праве плавания под российским флагом». Его выдает капитан порта приписки на основании… того самого уникального радиопозывного. Круг абсурда замкнулся. Неудивительно, что за последние 6 лет количество российских судов, имеющих иностранный флаг, выросло почти в 1,5 раза.

В результате стараниями Минтранса страна теряет не только собственный флот. Для отечественной экономики использование чужих флагов оборачивается более высокой стоимостью фрахта судов, а также отсутствием надлежащего технического обслуживания. Поэтому большая часть российского флота представлена устаревшими 25—30-летними судами, уже неконкурентоспособными на мировом рынке. Сам Игорь Левитин еще в 2007 году на заседании Морской коллегии при правительстве с грустью замечал, что «старение российского флота не вселяет надежды на дальнейшее его удержание в надлежащем состоянии. Средний возраст судов, зарегистрированных под Государственным флагом Российской Федерации, превышает 26 лет». Воз, отметим, и ныне там.

Еще хуже то, что российские суда и моряки лишаются поддержки со стороны государства. Ведь по международным законам оказать помощь попавшему в беду судну под иностранным флагом Россия не может. Максимум  — это консульская или гуманитарная помощь экипажу. Экономические споры тут должен решать арендатор судна или его владелец. В итоге каждый год в портах мира арестовываются десятки российских судов, плавающих под чужими флагами. Достаточно вспомнить позорную для нашей страны эпопею с судами Арктического морского пароходства (АМП), принадлежащего Республике Якутия, — «Василий Ян» и «Профессор Воскресенский». АМП в 2008 году заключило контракт с судоверфью в Бейхане в Китае на ремонт этих судов. Оплатить стоимость работ оно не смогло, и суда с экипажами были просто брошены на сорокаградусной жаре без денег, воды и продуктов. Лишь личное вмешательство президента Медведева заставило чиновников из Минтранса и Росморречфлота прийти им на помощь.

С момента завершения этой истории прошел уже почти год, но до сих пор глава Минтранса Игорь Левитин и глава Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Александр Давыденко не могут ничего поделать с упрощением регистрации судов в РМСР (работа над ним, напомним, была начата еще 6 лет назад).

«К сожалению, за последние три года мы наблюдаем негативную тенденцию увеличения флота под иностранным флагом. Поэтому особенно необходимо продолжать работу над совершенствованием закона о Втором реестре», — грустно отметил Александр Давыденко на расширенном заседании совета Росморречфлота в марте 2010 года.

Статистика подтверждает бессилие Минтранса и безосновательность заявлений его главы Игоря Левитина. Из 24 построенных в России морских судов в 2009 году лишь три получили российский флаг.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera