Сюжеты

Мусор pret-a-porter

В мире будущего понятие отходов исчезнет

Этот материал вышел в The New York Times (25.06.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Многие из лучших футболистов мира, съехавшихся в ЮАР для участия в чемпионате мира, играют в футболках, почти целиком изготовленных из пластиковых бутылок, собранных на свалках Японии и Тайваня. Как минимум это обеспечивает хорошую рекламу...

Многие из лучших футболистов мира, съехавшихся в ЮАР для участия в чемпионате мира, играют в футболках, почти целиком изготовленных из пластиковых бутылок, собранных на свалках Японии и Тайваня.

Как минимум это обеспечивает хорошую рекламу компании Nike, поставщику футболок и официальному спонсору девяти сборных, в том числе команд США, Бразилии и Португалии.

Однако это не только и не столько очередной рекламный ход, сколько часть наращиваемых компанией Nike усилий по внедрению в производство экологичных товаров. Все большее число производителей во всем мире внедряют в свои технологии компоненты, пригодные для вторичной переработки, либо разлагающиеся естественным образом.

Среди компаний, участвующих в этом движении, можно найти производителей мебели и ковров, одежды и шампуней, бытовой химии и т.д. Не отстают от них и крупнейшие торговые сети, такие как Wal-Mart. Аналитики говорят, что экологичные товары перестали быть прерогативой только дорогих брендов, таких как спортивная одежда Nike или мебель Herman Miller.

По данным опроса, проведенного компанией Penn Schoen Berland Associates среди тысячи покупателей, только в 2008 году американские потребители потратили на экологичные товары примерно $500 млрд, то есть в два раза больше, чем в год назад.

Это пока еще новое явление довольно сложно проследить, а участвующие в нем компании используют для его обозначения различные придуманные ими названия: «экоэффективность», «усовершенствованный цикл использования», «продукция полного цикла» и т.п.

В своем крайнем, можно даже сказать, утопическом виде под этими названиями подразумевается продукция только из натурального сырья, полностью пригодная для вторичной переработки, либо полностью разлагающаяся естественным способом и не попадающая на свалку.

Более же практичный поход подразумевает в первую очередь снижение стоимости производства — за счет сокращения отходов, продажи отходов на переработку, использования резиновых и пластиковых отходов для производства новых продуктов. Для крупных компаний это может означать миллионы долларов дополнительных доходов ежегодно.

«Когда об экологии только начинали говорить, речь шла в основном о моральной ответственности компаний, — говорит вице-президент компании Penn Schoen Berland Associates, Бет Лестер. — Теперь же на экологичные методы производства смотрят с точки зрения экономической выгоды».

Например, компания Wal-Mart заработала в 2009 году более $100 млн только за счет применения для отправки товаров в более чем 4300 своих магазинов в Соединенных Штатах упаковок из нового, пригодного к вторичной переработке картона. Вместо того чтобы, как раньше, платить за доставку использованного упаковочного картона на свалки, Wal-Mart теперь продает его.

Кроме того, компания торгует рамками для фотографий, изготовленными из полистиреновых отходов, и использует пластиковые отходы от производства детских подгузников для изготовления материала, применяемого при строительстве новых магазинов.

Наиболее крупный на сегодняшний день проект, запущенный сетью Wal-Mart после опроса более 100 тысяч производителей во всем мире, заключается в намерении в течение года обеспечить все товары этикетками с информацией о том, из какого сырья они изготовлены и каким образом их можно использовать вторично.

Компании Nike впервые начала внедрять экологичные технологии в 1993 году, наладив переработку старой обуви в материал, который она бесплатно отдавала строителям новых спортивных площадок, беговых дорожек и кортов.

Эта программа работает по сей день, но теперь основной упор компания делает не на одноразовые проекты, но на долгосрочные программы «сокращения и полного прекращения производства веществ, наносящих ущерб состоянию биологических и экологических систем».

За четыре последних года отдел экологичного проектирования компании Nike, известный как Nike Considered Design, представил на рынок образцы спортивной обуви и одежды, изготовленные с использованием производственных отходов и менее токсичных видов резины.

В некоторых моделях Nike используются застежки-«молнии» и шнурки, изготовленные из переработанной старой обуви.

Кроме того, компания сократила использование в производстве растворителей и токсичного клея, применяемого для приклеивания подметок.

«Покупатели ждут этого от нас, — говорит генеральный менеджер отдела Nike's Considered, Лори Фогель. — Речь идет не о двух-трех моделях экологичной обуви, но обо всей продукции нашей компании».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera