Сюжеты

Экстремальный туризм в Одессе

Экстремальный туризм – путешествие без GPS

Этот материал вышел в The New York Times (25.06.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

На днях 45-летний житель Баварии, следуя указаниям своего GPS-приемника, попытался въехать на автомагистраль недалеко от города Оснабрюк по съезду с нее. Газета Die Welt назвала это случаем «слепой веры» в правоту прибора. Эта новость не...

На днях 45-летний житель Баварии, следуя указаниям своего GPS-приемника, попытался въехать на автомагистраль недалеко от города Оснабрюк по съезду с нее. Газета Die Welt назвала это случаем «слепой веры» в правоту прибора.

Эта новость не только вызвала сочувствие к 11-летнему мальчику, пострадавшему в произошедшей из-за этого аварии, но и заставила многих думать, что виновник происшествия полный идиот.

Я не могу согласиться с этим. Я и мой TomTom могли бы оказаться в такой же ситуации.

За годы, проведенные в Германии, я вступил со своим GPS-приемником (здесь их называют navi) марки TomTom в близкие, хотя и не всегда простые отношения.

Несмотря на то, что я постоянно спорю с тихим женским голосом, доносящимся из устройства над приборной доской, я признаю, что GPS знает любой проулок в Центральной Европе намного лучше меня. Иметь его при себе невероятно удобно.

И все же, прочитав о происшествии в Оснабрюке, я вспомнил о том, как несколько лет назад ездил по немецкому городу Ульм в судорожных попытках найти друзей и родственников, подозреваемых в терроризме.

Сидя за рулем и разговаривая по мобильному телефону с редактором, я оторвал взгляд от пути, вычерченного на экране GPS-приемника, и увидел поток машин, устремившихся мне навстречу по улице с односторонним движением.

Под гудение и ругань водителей я выполнил разворот в три приема (хотя, если честно, их было, скорее, шесть). Все это время я слышал, как TomTom спокойно требовал от меня продолжать путь по односторонней улице — в неправильном направлении.

«Развернитесь, когда возможно», — повторял женский голос раз за разом.

1 мая 10 лет назад президент Билл Клинтон приказал правительству перестать шифровать сигнал Global Positioning System (Глобальной системы позиционирования), разработанной министерством обороны для военных нужд.

Отмена так называемой «селективной доступности» информации со спутников увеличила точность приборов для пользователей по всему миру, дав миллионам водителей, включая полных идиотов, возможность их приобрести. Действительно популярными они стали после 2005 года.

TomTom появился в моей жизни в 2007 году, c тех пор даже самые отдаленные районы Германии превратились для меня в terra cognita. Например, проезжая около полуночи через лес Шварцвальд, я увидел дорожный знак, гласивший Teuffels schanzli («Чертов хвостик»). За этим названием улицы скрывались настоящие американские горки: холмы, серпантины и крутые повороты. Лес соответствовал своему названию (в переводе «Черный лес»), и дорогу не освещал ни один фонарь. Авария казалась неизбежной.

Но подобно летучей мыши, ориентирующейся по эхолокации, я предугадывал любой резкий поворот за много метров по ярко освещенному экрану TomTom’а.

Постепенно, как и тот несчастный баварец, съехавший с автобана по встречной полосе, я начал больше внимания обращать на виртуальный ландшафт, чем на реальный.

В том же путешествии мой попутчик вслух восхитился видом на одно из самых красивых озер Шварцвальда. «Ну да, — ответил я, — вижу». Мой взгляд не отрывался от голубых пикселей на обочине виртуального шоссе. Последовала долгая тишина, пока я наконец не оторвался от экрана, чтобы насладиться настоящим видом.

Хотя мой TomTom довольно умен, иногда я чувствую, что чего-то не хватает в мире, где я никогда не теряюсь, если забыть о периодической поездке против движения. Я помню о своем последнем большом путешествии без GPS в 2004 году, из Берлина в Крым. Сложность задачи добавляла удовольствия.

Моя ностальгия по неправильно сложенным картам и тем временам, когда дорогу приходилось спрашивать у фермеров, от которых разит перегаром, возможно, похожа на желание охотника сменить дальнобойную винтовку на лук и стрелы. Проще — не всегда значит лучше.

Конечно, не так уж весело видеть, как шоссе в четыре ряда, по которому вы едете в Одессу, сужается до двух рядов, а затем чувствовать, как ровный асфальт под колесами сменяется грунтом, в то время как небо темнеет, а огней не видно даже вдалеке.

Мы были удивлены и даже напуганы, потеряны в уголке мира, в котором оказались в первый раз, — и именно поэтому мы решили ехать через пол-Украины, а не ходить по музеям в Венеции. Нам не нужен был TomTom, да мы его и не хотели.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera