Сюжеты

Самолеты сядут на балкон

Крупнейшую в России авиабазу строят в черте Воронежа

Этот материал вышел в № 68 от 28 июня 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Александр ЯгодкинНовая газета

Жители поселков Тепличный и Тенистый под Воронежем устроили митинг против строительства прямо в городе крупной военной авиабазы. Они считают невыносимой жизнь под рев истребителей и бомбардировщиков. Да еще и рядом с крупными складами...

Жители поселков Тепличный и Тенистый под Воронежем устроили митинг против строительства прямо в городе крупной военной авиабазы. Они считают невыносимой жизнь под рев истребителей и бомбардировщиков. Да еще и рядом с крупными складами боеприпасов и горючего.

Про авиабазу их никто не спрашивал. Просто год назад приехал в Воронеж главнокомандующий ВВС России Александр Зелин и договорился с губернатором Алексеем Гордеевым, что на основе аэродрома Воронеж-Б («Балтимор») надо создать одну из крупнейших авиабаз ВВС в России — в интересах обороноспособности страны. Заодно и Воронежский авиационный университет (ВВАИУ) станет площадкой для обучения персонала базы. Аэродром решено укрупнить: довести авиапарк с 60 до 200 самолетов, а рядом с уже существующей взлетно-посадочной полосой в 2,5 километра построить еще одну, длиной в 3,5 километра и шириной 80 метров; она позволит принимать любые самолеты. Новая взлетная полоса запланирована вообще в сотнях метров от жилья.

Строительство началось недавно, но боевые самолеты уже сегодня взлетают и заходят на посадку днем и ночью. Если их количество вырастет втрое, можно догадаться, сколь комфортной станет жизнь в этой части Воронежа. Инициативная группа для начала собрала четыре тысячи подписей и отправила их в Минобороны, Совет Федерации, Главную военную прокуратуру. Съездили в Москву, в приемную президента. Там вроде бы удивились и обещали сделать запросы во все инстанции.

В июне жители, не дождавшись реакции, принялись митинговать. Собралось, по разным подсчетам, от тысячи до двух тысяч человек. Решили собирать подписи против авиабазы по всему городу и отправить их председателю правительства Путину с требованием перенести объект за пределы Воронежа. Потому что по российским законам такие объекты должны располагаться не ближе десяти километров от крупных населенных пунктов.

Кстати, выяснилось, что на принятом в декабре 2008 года Генеральном плане Воронежа вообще нет никакого военного аэродрома — на том месте запланирован жилой микрорайон.

Этот аэродром построен еще в 1953 году. С тех пор Воронеж заметно вырос. С одной стороны «Балтимора» — плотная городская застройка, с другой — дачные кооперативы, в которых дачники пытались привыкнуть к самолетному реву со дня посадки первых яблонь в садах. Теперь, с резким обострением обороноспособности страны, авиабазу слышно и в центре города, а тема ее строительства стала одной из самых обсуждаемых в интернете и в письмах к чиновникам, которые в ответ регулярно сообщают, что все по закону.

В одном из ответов из областного управления по взаимодействию с административными и военными органами жителям предложены такие варианты решения авиационных проблем: смена места жительства, установка современных многокамерных окон, применение индивидуальных средств защиты «беруши».

Начальник ВВАИУ Геннадий Зибров заявил, что авиабаза даст городу много плюсов, а те, кто против грандиозных планов, преследуют коммерческий интерес.

По поводу интереса… Можно посмотреть и послушать, как живется гражданам возле «Балтимора»  (http://vrntube.ru/video/4098/). На Большом воронежском форуме (http://www.u-antona.vrn.ru/forum) тема авиабазы собрала уже больше ста страниц обсуждения!

 «В новостях официально заявили о расширении «Балтимора» в 10 раз, он станет самым большим военным аэродромом в России… Жить здесь будет невозможно физически, и переехать не получится, потому как цена на жилье упадет ниже плинтуса».

 «…Три часа укачиваете хнычущего ребенка. Ему спать хочется, а он только глаза закрывает, пролетают эти монстры, и опять сначала.

И так почти каждый день».

«…Стекла дребезжат, орут сигнализации и сходят с ума собаки во дворе, самолеты делают проход прямо над моим домом, до взлетки около километра...».

«Шум от реактивных двигателей значительно превышает допустимые санитарные нормы. Можно обратиться в Роспотребнадзор с просьбой провести замеры во время полетов. Потом в суд, апелляция, Верховный суд РФ, Европейский суд по правам человека. Как-то так».

Основные аргументы тех жителей, кто за строительство (их довольно много!): мы уже привыкли, ничего страшного. А по поводу опасности катастроф: «На дорогах гибнут тысячи людей, но однако ж мы не боимся переходить улицы или ездить».

Другие жители продолжают собирать подписи против расширения аэродрома и верят, что скоро к ним присоединится население всего Воронежа. В редких комментариях начальства они ловят надежду. Приводят, например, слова Михаила Чубирко, руководителя Воронежского управления Роспотребнадзора, о том, что нужно бы делать в этой ситуации: «На определенное расстояние убрать, вернее, размещать эту базу и делать шумозащитные мероприятия, которые в принципе от авиатехники довольно сложно сделать. Без совета с жителями, без открытых карт для жителей, я думаю, такие вещи не должны приниматься ни под каким предлогом».

Однако времена референдумов и прочих общественных мнений прошли. Один из «строительных» чиновников мэрии на просьбу прокомментировать тему коллективных писем граждан против расширения авиабазы выразился так: что от них толку-то? Решение уже принято. И 21 июня на встрече с воронежским губернатором Гордеевым главком ВВС Зелин еще раз заявил: аэродром будет достроен, несмотря на недовольство жителей. А еще он обещал разобраться, откуда рядом с аэродромом «возникли дома». Так и сказал: «…Я не понимаю, как дома там могли появиться».

Справка «Новой»

Последние авиакатастрофы в черте проживания «мирного населения»

— 6 декабря 1997-го. После взлета из аэропорта Иркутска на жилые кварталы упал военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан», погибли 72 человека — 4 на борту и 68 в жилом пятиэтажном доме, на который упал хвост самолета.

— 27 июня 2000-го. Су-24М при посадке упал прямо на аэродроме «Балтимор». Пилот успел катапультироваться. Жертв нет.

— 15 марта 2006-го. В 56 км от Воронежа во время учебного полета рухнул в поле фронтовой бомбардировщик Су-24М.

— 18 декабря 2008-го. Фронтовой бомбардировщик Су-24М упал в Каширском районе, в 40 км от Воронежа, в поле. На месте падения — воронка глубиной  8 метров и диаметром около 16, из которой торчала задняя часть бомбардировщика.

— 16 августа 2009-го. Во время подготовки к салону МАКС над Жуковским столкнулись истребители. Погиб командир группы Игорь Ткаченко, еще двое пилотов попали в больницу. Один из самолетов упал на дачный поселок Сосны. Авиатопливо взорвалось мгновенно, в поселке полностью сгорели три дома и одна машина. Многие жители получили ожоги первой и второй степени.

Второй Су-27, который повредил крыло, упал в поле в нескольких километрах от поселка. Пилот успел увести машину от жилых домов и катапультировался.

— 29 мая 2010-го. В Липецкой «учебке» ВВС РФ разбился новенький учебно-тренировочный самолет Як-130. Оба пилота катапультировались. На земле жертв и разрушений нет.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera