Сюжеты

Что булькает у инвестора в портфеле

Вино приносит больше прибыли, чем акции

Этот материал вышел в The New York Times (02.07.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В 2007 году на глаза жителю Женевы Филипу Опдебеку попалось незамысловатое объявление в разделе недвижимости: «Продается сейф». На поверку сейф оказался помещением из трех залов в подвале одного из многочисленных женевских банков. Один из...

В 2007 году на глаза жителю Женевы Филипу Опдебеку попалось незамысловатое объявление в разделе недвижимости: «Продается сейф». На поверку сейф оказался помещением из трех залов в подвале одного из многочисленных женевских банков. Один из залов прежде занимал архив банка, в другом хранились акции, в третьем золото.

Сегодня на 975 кв.м этого подвала, расположенного на глубине 9 метров, хранятся ценности другого рода, но также купленные в основном ради вложения капитала: 40 тысяч винных бутылок, принадлежащих банкирам, дипломатам и другим инвесторам, а также просто ценителям хорошего вина — такого как Saint Emilion, Romanee Conti или Mondavi.

Подвал оборудован специальными стеллажами, напоминающими библиотечные. Среди хранящихся тут вин больше всего различных сортов бордо, но есть и вина из Италии, Чили, Аргентины, Австралии и калифорнийской долины Напа. Всего, по оценке Филипа Опдебека, в подвале может поместиться 100 тысяч бутылок.

Специалисты по экономике виноделия, например, Филипп Массе, рассказывают, что инвесторы все чаще включают в свои портфели вино, особенно такое престижное, как красные вина из французского региона Бордо. Стоимость этих вин со временем растет, и не снизилась даже во время финансового кризиса 2008 года.

«Вино приносит больше прибыли, чем акции, и такие инвестиции легко диверсифицировать», — говорит Филипп Массе.

Однако у многих достоинства вина как части инвестиционного портфеля вызывают сомнение. «Большая проблема — в ликвидности, — считает генеральный секретарь Швейцарской ассоциации частных банкиров. — Да, любители вина обычно располагают средствами и готовы их тратить, поэтому цены на вино растут. Но рассчитывать, что так будет всегда, нельзя».

Филип Опдебек подталкивает обитателей Женевы к тому, чтобы они пили качественное вино. В определенном смысле, объясняет он, его бизнес сродни банковскому, только вместо депозитов и ценных бумаг он имеет дело с бутылками. Филип консультирует инвесторов, какое вино выгодно покупать, и организовал в Интернете биржу, где клиенты могут делать ставки на вина, покупать и продавать их. Некоторым удается получить от таких сделок прибыль, для других это просто азартное развлечение.

«Я могу считать себя банкиром, у меня есть и свой инвестиционный портфель, но не слишком большой, потому что — этому я тоже учу своих клиентов — вино предназначено в первую очередь для того, чтобы его пить, — говорит Филип Опдебек, закрывая двухтонную стальную дверь своего подвала. — Обычно я спрашиваю клиентов, готовы ли они рисковать? Если они отвечают положительно, я советую им купить 12 бутылок и 6 из них выпить».

Родители Филипа Опдебека — бельгийцы, но родился он в Бразилии, а став взрослым, переехал в Швейцарию. Его компания называется Au Bonheur du Vin, что можно перевести как «Рай для любителей вина». Это название он позаимствовал у занимающейся аналогичным бизнесом парижской компании, но одновременно оно вызывает в памяти название романа Э. Золя «Дамский рай», герой которого открывает роскошный магазин, в котором покупательницы оставляют все свои деньги.

Несмотря на то, что идею своего бизнеса Филип Опдебек подсмотрел в Париже, именно в Женеве она увенчалась наибольшим успехом. Причину этого он видит в том, что Женева маленький город, в котором все друг друга знают и где живет множество богатых банкиров, знающих толк в винах.

Каждый день Филип Опдебек получает от своих клиентов сообщения с поручениями добавить к их инвестиционному портфелю какое-то количество бутылок Haut-Brion или Chateau d’Yquem. Как это принято в Швейцарии, все депозиты здесь не именные, но номерные.

Клиенты, живущие в Женеве, посылают ему сообщения с просьбами доставить ящик вина к ним в офис или домой. Однажды после обеда ему пришлось карабкаться вверх по склону в сторону Дворца юстиции: биржевой брокер попросил доставить ему ящик французского вина, и Опдебек лично выполнил заказ, погрузив вино в тележку на двух колесах.

Подвал Опдебека находится в одном квартале от одной из самых дорогих торговых улиц в мире, Rue du Rhone, в самом центре района банков, границы которого расширяются по мере роста финансовых институтов, составляющих становой хребет деловой жизни города.

50-летний Бруно Гюнинг на протяжении десяти лет был управляющим нескольких женевских виноторговых компаний, а недавно открыл собственную компанию, торгующую бордоскими винами.

Бордо 2009 года обещает стать одним из лучших урожаев с 2005 года, тоже очень удачного, и цены на него постоянно растут, в основном за счет богатых покупателей из Китая.

Бруно Гюнинг советует женевским банкирам и Филипу Опдебеку внимательно следить за событиями в Азии. «Китайские спекулянты взвинтят цены на вино урожая 2009 года еще выше, чем на вино 2005 года, — уверен он. — Китайцы очень азартные игроки».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera