Пойдет ли нефть на пользу трубчатым червям?

Биосистемы дна Мексиканского залива в опасности

Этот материал вышел в The New York Times (02.07.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Некогда считалось, что на больших глубинах придонная жизнь отсутствует. Ученые считали невозможной жизнь без света и, соответственно, фотосинтеза. В основании всех пищевые цепочек на нашей планете лежит преобразование энергии солнца, и лишь немногие хищники способны посещать беспросветную тьму океанских впадин.

Но в 1977 году океанологи обнаружили в глубинах Тихого океана странные экосистемы, состоящие из моллюсков, мидий и больших трубчатых червей. Оказалось, что глубины изобилуют живыми организмами, которые питаются микробами, живущими в горячей воде, просачивающейся из подводных вулканов. Микробы, в свою очередь, питаются растворенными в морской воде химическими веществами и служат основанием целых цепочек живых существ, прекрасно обходящихся без солнечного света.

В 1984 году ученые выяснили, что даже высокая температура воды не является необходимым условием для жизни. Исследуя глубины Мексиканского залива, они открыли новые формы жизни, обходящиеся без солнечного света. Микробы, находящиеся в основании этой пищевой цепочки, получают энергию не из горячего раствора минеральных солей, но из холодных органических соединений, просачивающихся сквозь придонный ледяной покров.

До сего дня ученые выявили в Мексиканском заливе более 100 участков, населенных сообществами моллюсков, мидий и трубчатых червей, прекрасно приспособившимися к существованию в темноте. Подобных сообществ на глубине насчитываются сотни, если не тысячи.

«Их находят повсюду, где проводились исследования», — рассказывает директор программы геохимических и экологических исследований техасского университета A&М Норманн Гинассо. Он привел примеры аналогичных живых сообществ, обнаруженных у побережий Анголы, Индонезии и Тринидада.

«Я не удивлюсь, если число подобных сообществ достигает двух тысяч», — говорит Йэн Макдоналд, океанограф, работающий в университете штата Флорида и занимающийся исследованием экосистем, приспособленных к темноте.

Наибольшее число из известных ученым удивительных живых сообществ находится в Мексиканском заливе. Среди обитающих там существ стоит отметить трубчатых червей, длина которых доходит до двух метров. Возраст этих созданий достигает, скорее всего, многих сотен лет.

Увы, авария, случившаяся 20 апреля на буровой платформе «Глубоководный горизонт», сделала глубоководные сообщества центром внимания ученых. Они озабочены опасностью, которая угрожает глубоководной жизни. В прошлом году ученые обнаружили экосистему, состоящую из мидий и трубчатых червей, всего в 8 километрах от места, где впоследствии произошла авария.

Нефтепродукты вырываются наружу из скважины мощным потоком, в то время как прежде они поступали в придонные воды очень медленно и равномерно распределялись по всему северному склону дна Мексиканского залива. Пока неизвестна ни плотность содержащейся в поддонных слоях нефти, ни величина падения содержания кислорода в воде после аварии, ни потенциальная токсичность диспергентов, применяемых при ликвидации последствий аварии.

Каждый из этих факторов таит в себе опасность, перевешивающую любые возможные позитивные последствия и чреватую большим ущербом для глубоководных экосистем или даже полным их уничтожением.

«Ситуация крайне неопределенная, — говорит Чарльз Фишер, профессор биологии университета штата Пенсильвания и руководитель федерального проекта изучения обитателей глубин. — Мы очень надеемся, что последствия аварии не скажутся на жизни глубинных экосистем, или скажутся не слишком сильно».

Служба управления минеральными ресурсами министерства внутренних дел намерена изучить воздействие последствий аварии на скважине на обитателей глубин. Научные суда отправятся в море в июле и запустят в ледяной придонный покров роботов, которые займутся анализом состояния глубинных экосистем.

Доктор Макдоналд, работающий в университете штата Флорида, всю жизнь посвятил изучению богатства и сложного устройства экосистем. Сейчас он испытывает смешанные чувства. «Раньше, — говорит он, — нас считали чудаками, занимающимися изучением непонятно кому интересных существ, живущих черт знает где. И вдруг все изменилось, наверное, уже навсегда. Перед нами огромное поле для исследований».