Сюжеты

Свет мой, «зеркалка», скажи

Этот материал вышел в The New York Times (09.07.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Искусство позирования прежде было прерогативой натурщиц и кинозвезд. Простые смертные фотографировались только по определенным случаям — например, во время семейных праздников. С тех пор направленная прямо на вас встроенная в телефон...

Искусство позирования прежде было прерогативой натурщиц и кинозвезд. Простые смертные фотографировались только по определенным случаям — например, во время семейных праздников. С тех пор направленная прямо на вас встроенная в телефон фотокамера стала повседневностью, как и утренний кофе.

Представленная компанией Apple новейшая модель iPhone подлила масла в тлеющий в каждом из нас огонек тщеславия. Второй объектив встроенной фотокамеры, направленный на того, кто держит телефон в руках (а не туда, куда он смотрит), решает проблему, над которой человечество билось с тех пор, как начало общаться в Интернете, а именно: как сфотографировать самого себя?

Наконец-то поколение i может сделать хороший автопортрет. «Люди все чаще смотрят не в зеркало, чтобы понять, как они выглядят, а на свою свежую фотографию», — говорит Кейт Гулд, создатель сайта Daily Mugshot, позволяющего пользователям каждый день автоматически обновлять свою фотографию.

В результате фотоавтопортрет быстро становится такой же важной частью нашего образа, который мы предъявляем другим, как одежда, которую мы для себя выбираем, фигура или голос. Молодежь воспринимает умение сфотографировать себя как данность. Те, кому за 40 и кто при этом одинок, тоже не могут позволить себе пренебречь этим навыком.

Под влиянием возможностей новой техники меняется и фотография как жанр. «Мы являемся свидетелями того, как фотография из способа закрепления в памяти текущих мгновений превращается в средство коммуникации», — размышляет Джеффри Бэтчен, профессор истории искусств новозеландского университета Виктории (г.  Веллингтон).

Несмотря на инспирированную блюстителями эстетических канонов кампанию, целью которой является заставить глянцевые журналы отказаться от компьютерного ретуширования фотографий натурщиц и актрис, компания Adobe сообщает, что продажи Photoshop — самой популярной программы для компьютерного ретуширования изображений — не падают, а растут.

С другой стороны, как отмечает редактор сайта Daily Mugshot Кейт Гулд, чувство неловкости за несовершенство собственного облика быстро проходит: «Тот, кто привыкает фотографироваться, вскоре перестает переживать из-за непослушной прически». То, что поначалу воспринималось как занятие для нарциссов, довольно быстро превратилось в нечто рутинное и вполне приличное, в дневник того, какими мы показываем себя миру и какими мир видит нас, несмотря на все наши ухищрения.

Как бы приземленно это ни звучало, но популярный сайт знакомств OkCupid установил, что незамысловатые фотографии, явно снятые самим пользователем (о чем, например, свидетельствует характерное положение на снимке руки, которая держит камеру), пользуются большим успехом у других посетителей, нежели лучше скомпонованные кадры, представляющие человека в более выгодном ракурсе.

Для того чтобы выяснить, какие еще факторы делают фотографию пользователя более популярной, OkCupid составил таблицу, отражающую число заинтересованных откликов на тысячи размещенных на сайте фотографий. Женщины более позитивно реагируют на фотографии, на которых мужчина смотрит не прямо в камеру. Мужчин скорее заинтересует женщина, сфотографировавшаяся в домашней обстановке и при этом выглядящая привлекательно.

Но и мужчин, и женщин однозначно сильнее привлекают фотографии улыбающихся лиц, нежели мрачных. «Мужчинам особенно стоит обратить внимание на выражение своего лица. Улыбайтесь», — советует основатель сайта OkCupid Сэм Яген. Но более всего Сэма Ягена удивляет то, сколько внимания и труда вкладывают пользователи в самый, казалось бы, простой автопортрет.

Психолог Сэм Гослинг, профессор Техасского университета, провел исследование, в котором предложил людям высказать свои предположения о незнакомцах по их фотографиям. «Мы установили, что произвести своей фотографией ложное впечатление не так просто, как может показаться, — рассказал он. — Вначале мы просили тех, кто принимал участие в эксперименте, высказать свои впечатления об авторах страничек в Facebook по их фотографиям. Затем мы опрашивали хозяев этих страничек о том, какое впечатление они хотели произвести, какими они видят самих себя на самом деле». Оказалось, что оценки, высказанные по фотографии, в основном совпали с тем, что люди думают про себя, а не с тем, какое впечатление они хотели произвести на других. Фотокамера не умеет врать — особенно когда тот, кто держит ее в руках, хорошо знает свою модель.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera