СюжетыОбщество

«Уважаемые пассажиры» несут меня в тамбур

Коллапс на Горьковском направлении Московской железной дороги. Репортажи наших корреспондентов

Этот материал вышел в номере № 73 от 9 июля 2010 г.
Читать
На Курском — о модернизации На табло расписаний Курского вокзала — перенесенные и отмененные электрички. 7 июля отменено всего две утренних электрички, но на 12 и 13 июля изменения коснулись уже пятнадцати. Громкоговоритель то и дело...

На Курском — о модернизации

На табло расписаний Курского вокзала — перенесенные и отмененные электрички. 7 июля отменено всего две утренних электрички, но на 12 и 13 июля изменения коснулись уже пятнадцати. Громкоговоритель то и дело сочувственным голосом извиняется за неудобства.

Отмены подмосковных рейсов электропоездов Горьковского направления начались еще в конце июня. Тогда толпы людей не могли уехать из Москвы, на вокзале образовалась давка. Изменения в расписании заставили Светлану Быкову из города Железнодорожный перестроить привычный ритм жизни, и она устало объясняет, что просыпаться теперь приходится на сорок минут раньше, чтобы занять место на перроне: «Иначе в вагон не войдешь. Если, конечно, не вывесят в последний момент табличку «отменен».

«Нужно стоять около часа в толпе. Мы же платим деньги, причем немаленькие, почему за это должны еще подвергать себя риску упасть в обморок или опоздать на работу? — с раздражением говорит Роман. Добраться до Москвы он может только на электричке. — Их и раньше отменяли, но чтоб в такое время и в таком количестве!..»

Летнее расписание электричек на популярном сайте tutu.ru пестрит красными буквами: «см. изменения!» и «отменен», а в толпе, скопившейся на перроне Курского, активно обсуждают, почему в прошлые годы, когда электрички тоже отменялись «из-за планового ремонта», такого ажиотажа не поднималось. Пассажиры на Горьковском направлении обвиняют «Сапсаны», запуск которых намечен на конец июля как раз по маршруту Москва — Нижний Новгород. «Если ради модернизации необходимо запихивать сотни людей в электрички, зачем такая модернизация?» — недоумевают в толпе.

Анна Казарина


«Железка» на Крутое

19.28. «Железка» на Крутое вот-вот должна подойти. Народ стоит у перрона в несколько рядов. По неравномерно густой толпе сразу видно, где окажутся двери вагона, — опытные пассажиры давно отметили для себя место по столбу или дереву за путями. Электричка подъезжает, правда, на ней почему-то написано «Захарово», а не «Крутое». На несколько секунд путаница сближает незнакомых людей — они начинают удивленно переговариваться, но потом замолкают — двери сейчас откроют, тут уж не до любезностей. Все сосредоточены перед решающим рывком. Слышно женское: «Ну, Анька, держись…». Кажется, Гагарин произнес знаменитое «Поехали!» примерно таким же тоном.

…«Уважаемые пассажиры» вламываются в вагон, не давая даже выйти приехавшим. Меня вносит в тамбур. Тычки, сердитые возгласы, сумки бьют по ногам, и над всем этим звонкий крик: «Раздавите, бл…!». Те, кому не дали выйти, оправившись от шока, озлобленно рвутся к дверям.

В мгновение ока все места оказываются заняты: самые расторопные «отмечают» свои места тем, что в руках, — сумками, бутылками с водой, после чего начинают всячески сигналить менее шустрым друзьям.

Через минуту выясняется, что верить надо было не табло, а надписи на самом поезде — он идет все-таки в Захарово. Внутри электрички объявлений не слышно, и все же эта информация необъяснимо проносится по вагону. Народ вскакивает и табуном несется наружу, а там — на другой путь. Я тоже несусь. Как будто мне нужно в Крутое. На самом деле, задание редакции — проехать в любой электричке. Но стадный инстинкт — никуда не денешься… В этом марафоне сразу обнаруживаются лидеры — мужчины помоложе лавируют между толстыми тетками с баулами и прыгают на широкий парапет у начала пути. По нему бежать куда быстрее, чем через густую толпу возле выхода к поездам. Сидящие на парапете вспархивают, как воробьи. С непривычки я сбиваю ногой чью-то банку с пивом. Хорошо, что бегаю быстро…

Поезд на Крутое уже забит народом. Люди стоят в проходах настолько плотно, что передвижение невозможно, — не протиснуться ни контролерам, ни продавцам мороженого и сканвордов. Поэтому их и нет.

— В это время всегда так много народа? — интересуюсь я.

— Это еще мало, — улыбается мужчина с бутылкой пива в руках. – Вот пятичасовой — просто ад. Он еще и на солнце раскаляется…

Впрочем, и крутовский поезд — та еще душегубка. Через новые — откидные — форточки ветер, кажется, в вагон не попадает совсем. Наиболее предусмотрительные женщины запаслись веерами. В тамбуре несколько человек сидят на корточках, наверное, потому что горячий воздух поднимается наверх. Другие спасаются холодной водой и пивом. Кстати, бутылкам из-под него находят отличное применение. Мой тамбурный попутчик, допив последний глоток, вставляет бутылку в двери. Щель получается порядочная — выпасть можно, зато в тамбуре становится можно дышать.

Быстро обнаружилось, что манипуляции с дверями — обычное дело. В другом тамбуре незнакомые друг с другом мужики молча и деловито запихивали бутылку в двери. А какой-то юноша и вовсе втиснулся между дверями, упершись в одну створку спиной, а в другую ногами. При этом он принял вальяжную позу и прихлебывал пиво.

Наталия Зотова


Под текст

Что себе думает РДЖ

В пресс-службе РЖД, куда мы обратились за комментариями, наших корреспондентов отослали на брифинг, который в здании Курского вокзала вчера, 8 июля, провел начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых.

Геннадий Петрович, в частности, заявил: «Железные дороги обладают инфраструктурой, которую нужно время от времени ремонтировать… Все отмены были заранее запланированы, но теперь, учитывая происходящее и резонанс в обществе из-за отмен пригородных поездов, мы добавили десять поездов взамен отмененных девяти».

Ремонтные работы, обещал руководитель, будут проводиться до конца месяца, но теперь лишь с понедельника по четверг. Верховых категорически отверг предположение, что электрички отменяли из-за «Сапсана», который готовят к запуску по направлению Москва — Нижний Новгород. По его словам, ремонт плановый, а не из-за «Сапсана», так как пути уже готовы к его запуску. Также он принес извинения пассажирам.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow