СюжетыПолитика

Российский ученый отбывает за наказанием

Неожиданный поворот в деле Игоря Сутягина: ученый, осужденный за шпионаж, возможно, будет обменян на провалившихся в США российских разведчиков

Этот материал вышел в номере № 73 от 9 июля 2010 г.
Читать
Бывший завсектором военно-технической и военно-экономической политики Института США и Канады РАН Игорь Сутягин, осужденный в 2004 году к 15 годам колонии строгого режима за то, что, согласно приговору, «собрал из открытых печатных изданий,...

Бывший завсектором военно-технической и военно-экономической политики Института США и Канады РАН Игорь Сутягин, осужденный в 2004 году к 15 годам колонии строгого режима за то, что, согласно приговору, «собрал из открытых печатных изданий, а также иных неустановленных следствием источников аналитические сведения о России, составляющие государственную тайну», может быть выслан за границу. Об этом сообщили родственники ученого. Официальные органы публично эту информацию не комментируют.

Картина произошедшего пока такова.

5 июля ученого забрали из холмогорского лагеря ИК-12, куда он был недавно переведен из архангельской колонии (см. справку «Новой»). Чтобы узнать, куда и зачем повезли Игоря Сутягина (по утверждению сотрудников ФСИН, для «решения вопроса о месте дальнейшего отбывания наказания»), его родственникам, адвокату Анне Ставицкой и представителям Общественного комитета защиты ученых пришлось потратить немало сил.

6 июля родственникам Сутягина позвонили из московского изолятора «Лефортово» и предложили посетить ученого. (Случай невероятный — в «Лефортово» гостей не любят.) Свидание длилось не дольше часа. Ошарашенный Сутягин рассказал брату и матери, что некие высокие чины спецслужб предложили ему сделку, от которой он не смог отказаться.

Якобы американцы, накрывшие российскую агентурную сеть, предложили нашей разведке обменять 11 ее провалившихся агентов на 11 иностранных разведчиков, разоблаченных в России, в том числе бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля (осужден в 2006 году на 13 лет за шпионаж в пользу Великобритании). Сутягину сообщили, что его имя тоже есть в списке (в отличие от других ученых, объявленных шпионами). Если он откажется от обмена, то договоренность будет сорвана, а если согласится, то ему «оформят помилование» и переправят за границу (почему-то в Лондон). Когда-нибудь, заверили ученого спецслужбисты, он сможет приехать на родину (согласно Конституции, лишить гражданина России этого статуса невозможно), но только в гости к родственникам (последние, впрочем, в это не верят).

Сутягину, который последние десять лет жизни провел за решеткой, осталось сидеть еще почти пять. Тем не менее такой поворот ему не понравился. Во-первых, во время судебного процесса («Новая» подробно рассказывала об этом странном разбирательстве с участием присяжных, связанных со спецслужбами) официальный Вашингтон ставил под сомнение обоснованность предъявленных «американскому шпиону» обвинений, а теперь, предложив России сделку, фактически признал Сутягина настоящим шпионом. Это способно похоронить репутацию ученого, упорно отрицавшего свою вину и признанного Amnesty International политзаключенным. Думаю, российские спецслужбы с радостью пошли на сделку с американцами.

Во-вторых, в мае 2007 года Сутягин уже просил президента России о помиловании («Практически всю свою сознательную жизнь <…> большую часть своих сил (а позднее и средств тоже) я уделял тому, чтобы служить моей стране — Союзу, России — ее интересам. По известным мне оценкам российских государственных людей, похоже, получалось это у меня неплохо»). Безрезультатно. Но даже весной 2010 года, после того как Архангельский суд отказался отпустить Сутягина по УДО (тот «не исправился»), Сутягин не захандрил.

Сейчас же ученый, по словам его брата Дмитрия, впал в депрессию: «Прежде было понятно, что он отсидит оставшийся срок и выйдет на свободу. Сейчас же неясно, на что надеяться. Вся жизнь перечеркнута, нужно начинать все сначала». В самом деле: до Лондона, допустим, Сутягина сопроводят. А дальше что? Был бы он настоящим агентом, «заокеанские хозяева» ему, разумеется, помогли бы. А так в Англии его, конечно, никто не ждет.

Тем не менее ученый согласился на сделку и подписал бумагу, в одном из пунктов которой признал свою вину. После этого Сутягину принесли сорочку, галстук и сфотографировали на загранпаспорт (небритого, поскольку тюремщики побоялись одолжить бритву подавленному ученому — мол, как бы чего не вышло).

Родственников и адвоката ученый попросил публично объяснить свое согласие на обмен безвыходностью ситуации, а не «раскаянием». Светлана Сутягина, мать ученого, пересказала журналистам диалог с ним: «Я попыталась утешить Игоря, сказала ему, что свобода лучше несвободы. Он ответил, что такая свобода ему не нужна».

Адвокат Анна Ставицкая затруднилась описать «Новой» в правовых терминах то, что случилось с ее клиентом. Она напомнила, что процедура обмена разведчиками нигде не зафиксирована, а происходящее с Игорем Сутягиным назвала «противоречащим всем законам». «Я не понимаю, почему человек, наказанный за то, чего он не совершал, должен радоваться таким образом обретенной свободе, — заявила Анна Ставицкая. — Но, видимо, в нашей стране следует радоваться и ей».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow