Сюжеты

Смотрите кто

Этот материал вышел в № 74 от 12 июля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Балерина Эммануэль Нелли и композитор Ален Моэ пришли в «Новую газету», чтобы своими глазами увидеть место, где Анна Политковская писала свои статьи, кажущиеся им предельным выражением журналистского мужества и человеческой порядочности....

Балерина Эммануэль Нелли и композитор Ален Моэ  пришли в «Новую газету», чтобы своими глазами увидеть место, где Анна Политковская писала свои статьи, кажущиеся им предельным выражением журналистского мужества и человеческой порядочности. Мы говорили об Анне, о том, что происходит в России и мире, поражаясь их личностному отношению к чужим бедам и немного огорчаясь тому, что подобный разговор трудновато представить с кем-либо из молодых соотечественников. Даже работа над спектаклем «Шерри-бренди» стала для них не только творческим, но и гражданским переживанием.

Эммануэль Нелли: «Я не случайно пришла в кабинет Анны Политковской…»

— Я не случайно пришла в «Новую газету», в кабинет Анны Политковской, поскольку меня волнует вопрос, что бы сейчас было с такими большими художниками, о которых идет речь в спектакле. И хотя Анна Политковская не была писателем, она отстаивала свободу в России, столь необходимую для создания великого искусства. Я специально не задавалась вопросом, что объединяет эти три имени — Чехов, Шаламов, Мандельштам, но мне кажется, что всех великих художников объединяет то, что у них есть своя поэтика. И в спектакле Наджа это хорошо проявлено. Мы, артисты, с полным доверием отнеслись к сложной концепции режиссера, соединившего столь разные имена, и в полном подчинении замыслу старались как можно точнее следовать его указаниям. Нам было важно показать спектакль именно в России, однако результат превзошел даже наши ожидания. Публика в Москве изумительная. Мы чувствовали, как она внимательна к тому, что мы хотим сказать, и благодаря ее реакции что-то в спектакле осознали, а что-то осознали по-новому.

Ален Моэ: «Когда я из окна гостиницы услышал щебет птиц, я его тут же записал и использовал в спектакле»

— Изначально мы не собирались обращаться к Мандельштаму, это имя возникло в процессе работы. Сахалин времен Чехова породил ассоциации с ГУЛАГом, поскольку мы знаем, во что превратились места, по которым писатель проехал во время своего путешествия. Наш спектакль пластический, а единственно, что сравнимо с пластикой по мощи воздействия, это поэзия. Где поэзия, там Мандельштам с его невероятной мощью обобщений, открытостью перед самыми глубинными и трагическими темами. Его поэтика стали диктовать эстетику и концепцию спектакля. И даже в своей музыке я использовал пение мандельштамовского щегла вместе с щебетом птиц, записанным во время моей поездки в Сараево во время войны. Меня поразило полное отсутствие птиц, поэтому, когда я из окна гостиницы услышал щебет птиц, вьющих гнездо, я его тут же записал и использовал в спектакле. Свой долг перед Чеховым я выполнил по-другому. Известно, что Чехов любил Беллини, и я нашел и вставил в партитуру спектакля запись именно той певицы, чье исполнение особенно нравилось Чехову. Но все-таки главные звуки в спектакле  — это звуки металла — скрежет, звон, трение. Не все они записаны в партитуре, музыка рождается во время каждого представления, часто от сиюсекундных ощущений. Огромное достоинство этого спектакля в том, что он не застывший. У каждого актера есть свобода выражения новых смыслов, неожиданных ощущений, возникших здесь и сейчас.

Одно из главных открытий спектакля  — это наш режиссер. Он венгр сербского происхождения, та часть жизни, которую он провел, как мы говорим, на Востоке, всегда была загадкой для нас. А в работе над спектаклем мы почувствовали, чем были для Наджа его социалистическая жизнь и распад восточноевропейского лагеря. Говоря про Россию и ГУЛАГ, он невольно рассказывал нам о своем жизненном опыте. И этот опыт помог нам в работе над спектаклем.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera