Сюжеты

Раввины – за права палестинцев

«Мы будем жить здесь вместе – или мы вместе умрем»

Этот материал вышел в The New York Times (16.07.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Николас КристофНовая газета

Израиль прилагает немало усилий к тому, чтобы показать миру ужасную свою сторону. Он сносит дома палестинцев и позволяет ненасытным поселенцам воровать у них землю. Но есть и другой Израиль, к которому я преисполнен уважения. Это —...

Израиль прилагает немало усилий к тому, чтобы показать миру ужасную свою сторону. Он сносит дома палестинцев и позволяет ненасытным поселенцам воровать у них землю. Но есть и другой Израиль, к которому я преисполнен уважения. Это — демократия, дозволяющая высказывать куда больший спектр мнений, чем в Америке. Это — оплот гражданского общества. И, как ни странно, это — место, в котором некоторые из самых смелых голосов в поддержку притесняемых палестинцев принадлежат раввинам. Например, Арику Ашерману, генеральному директору организации «Раввины за права человека».

50-летний рабби Ашерман — высокий, худой, с бородой и печальными глазами (если кому-нибудь в Голливуде нужен актер на роль пророка Иеремии, лучше не найти) — вырос в городе Эри, штат Пенсильвания. Он влюбился в Израиль во время короткой поездки перед поступлением в университет и переехал сюда в 1994 году. В «Раввинах за права человека» в его подчинении 20 сотрудников и сотни волонтеров, иногда выступающих в роли «живого щита» для защиты палестинцев — даже если их за это арестовывают или избивают.

Я увидел столкновение уродливой стороны Израиля с его более благородной стороной в ходе совместного визита с рабби Ашерманом в сельскую местность на севере Западного берега реки Иордан. Здесь еврейские поселенцы захватили землю, которую палестинцы называют своей.

«Если мы пытаемся прийти на свою землю, поселенцы нас подкарауливают и бьют», — рассказывает 71-летний палестинец из деревни Кариут Мухаммед Мокбель. Он показывает на поля, которые, по его словам, украли поселенцы. В прошлом году, говорит Мокбель, он попал в больницу со сломанным ребром — поселенцы якобы напали на него, пока он собирал собственные маслины.

«Раввины за права человека» помогли палестинцам получить обратно некоторые земли с помощью исков в израильских судах. К тому же раввин Ашерман и другие активисты-евреи сопровождают таких фермеров, чтобы их защитить. Поселенцы все равно нападают, но солдаты чаще вмешиваются, когда бьют не кого-нибудь, а раввина.

Пока Мокбель и рабби Ашерман объясняли мне все это, к нам подъехал автомобиль поселенцев. Потом еще один. Поселенцы нас фотографировали. Мы фотографировали их. Я спросил у них, не согласятся ли они дать интервью. Они отказались отвечать на мои вопросы. «Они просто пытаются нас запугать», — говорит рабби Ашерман.

Как было в случае с движением за гражданские права в Америке, местные активисты часто сами становятся целью. Ашермана арестовывали и избивали как сотрудники израильских служб безопасности, так и поселенцы. Да и палестинская молодежь забрасывала машину рабби Ашермана камнями. По возрасту она сравнима с самим Иерусалимом, и чтобы ее завести, приходится открывать капот и возиться с проводами, а это не способствует безопасному отступлению. Тем не менее тумаки, разделенные с палестинцами, разбивают палестинский стереотип о евреях.

Однажды, рассказывает рабби Ашерман, ему позвонили и сказали, что израильские солдаты избивают 13-летнего палестинского мальчика. Он поспешил на место происшествия, и его самого полили слезоточивым газом, ударили по голове и арестовали. Позже мальчик с восторгом вспоминал, что высокий незнакомец-еврей прибежал ему на помощь.

Этот «другой Израиль» не ограничивается «Раввинами за права человека». Самая обоснованная критика того, как Израиль обращается с палестинцами, звучит из уст местных правозащитных организаций. Самую радикальную деконструкцию мифологии, сложившейся вокруг основания Израиля, осуществляют израильские историки. Самые убедительные аргументы об автохтонности приводят израильские археологи. Например, организация Emek Shaveh проводит альтернативные исторические экскурсии, чтобы туристы могли ознакомиться со всеми точками зрения. Этот благородный Израиль, отказывающийся отступиться от своих принципов даже во времена страха и нервного напряжения, — пример для всего мира.

На Ближнем Востоке — со всех сторон — самыми нетерпимыми кажутся религиозные люди. Выступая против религиозного экстремизма, «Раввины за права человека» следуют ценностям не только Израиля, но и еврейства вообще.

«Раввины за права человека» пользуются значительной поддержкой североамериканских евреев. Некоторые американские дети, которые следуют сионистской традиции сажать дерево в Израиле, посылают деньги, чтобы раввины могли заново посадить оливковое дерево для палестинца, чью рощу выкорчевали поселенцы.

Не всех сограждан рабби Ашерман вдохновляет. Он получает угрозы. Некоторые считают его предателем. Он отвечает, что борется за собственные религиозные и моральные ценности. Кроме того, наводя мосты между евреями и палестинцами, он помогает делать Израиль более безопасным. «В итоге мы будем жить здесь вместе, — говорит он, — или мы вместе здесь умрем».

«Когда нам посылают письма с угрозами и люди говорят, что мы — предатели, я думаю: «Кто из нас на самом деле больше делает ради физического выживания Израиля — те, кто сносит дома и рубит деревья, или те, кто строит дома и сажает деревья?»

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera