Сюжеты

Под потолком Большого театра помещается целый мир

Этот материал вышел в The New York Times (16.07.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Прежде балетные танцовщики мигрировали в одном направлении: русские — такие как Барышников, Баланчин и Нуриев — уезжали (или бежали) на Запад. Но теперь несколько молодых иностранцев прошли этот путь в обратном направлении и поступили...

Прежде балетные танцовщики мигрировали в одном направлении: русские — такие как Барышников, Баланчин и Нуриев — уезжали (или бежали) на Запад. Но теперь несколько молодых иностранцев прошли этот путь в обратном направлении и поступили учиться в балетное училище при Большом театре. Если они сумеют пережить колоссальный культурный шок, то их труды увенчаются колоссальным же успехом.

Училище, официально именуемое Московской государственной академией хореографии, было основано в 1773 году и до сих пор сохраняет свои традиции в неприкосновенности.

Это государственное учебное заведение, в котором учится около 750 молодых людей от 10 до 18 лет. Около 90 из них приехали сюда из других стран, в том числе из Японии, Англии, Финляндии и Греции. Особенно много здесь учащихся из Восточной Азии. Для российских граждан учеба в академии бесплатна, иностранцам один год обучения обходится в $18 тысяч.

12-летний Джулиан Маккей из Монтаны и 15-летняя Джой Уомек из Техаса приехали в Москву по программе базирующегося на Манхэттене некоммерческого «Российско-американского фонда», занимающегося расширением культурных связей между двумя странами. Каждый год фонд организует в США летнюю программу, в рамках которой педагоги из училища Большого театра работают с американскими детьми. В прошлом году Джулиан и Джой получили приглашение поступить на обучение в Московскую академию хореографии.

Впрочем, оказалось, что в Москве никто не собирался водить американцев за ручку. Они сразу приступили к занятиям вместе с теми, кто уже прошел закалку в горниле российской хореографической школы.

«Принятое в России отношение к работе и требования к учащимся не оставляют места ни для промахов, ни для лени. Церемониться здесь тоже не принято», — рассказывает Джой.

Чтобы составить себе представление о типичном дне Джулиана, я побывал на его занятиях. Преподавательница Ольга Войнаровская засыпала десятерых мальчишек командами на русском языке. Она объясняла, хвалила, гримасничала, иногда даже силой сама ставила их конечности в нужное положение.

«Миша, встань, — говорила она. — Илья, не зли меня. Ты что, заснул?» Иногда она шутила, но при этом постоянно указывала Джулиану на его ошибки. Она помогала ему правильно поставить ноги, привести в правильное положение бедра, ее пальцы оставляли видимые следы на его коже.

После занятий она тепло отозвалась о Джулиане, отметив его значительные успехи. «Возможно, он плохо говорит по-русски, но меня он понимает отлично», — сказала она.

По словам самого Джулиана, он часто не понимает, что говорят учителя, то старается угадать. И в России, и в США пользуются в основном французскими хореографическими терминами, так что с этим ни у Джой, ни у Джулиана проблем не возникает.

«Джулиан сам видит результат, — говорит его мать, Тереса Хан Маккей, переехавшая в Москву вместе с ним. — Я не из тех родителей, которые будут ахать и говорить, что тут все слишком строго и слишком трудно. Джулиану здесь нравится, и я не возражаю».

Джой необыкновенно серьезна и дисциплинированна для своих лет. Она приехала в Россию одна и живет в общежитии. Иногда она по целым дням не выходит на улицу.

О русском балете она узнала из видеоклипов в Интернете. Приму Большого театра Наталью Осипову она боготворит, и впервые увидев ее на сцене в труппе Американского театра балета, не смогла сдержать слез,

Родители поначалу отнеслись к ее желанию отправиться учиться в Москву как к детской фантазии, но не стали ей мешать. Джой говорит, что ни разу не пожалела о своем решении, но признается, что иногда чувствует себя одинокой.

По словам преподавателей, Джой делает большие успехи и вскоре будет танцевать серьезную партию в молодежной постановке Большого театра. Сама Джой говорит, что мечтает когда-нибудь танцевать в труппе Большого.

«В Америке я всегда чувствовала себя немного чужой, — говорит Джой. — Я хочу стать русской. Я чувствую, что здесь, в России мое призвание».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera