Сюжеты

Под потолком Большого театра помещается целый мир

Этот материал вышел в The New York Times (16.07.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Прежде балетные танцовщики мигрировали в одном направлении: русские — такие как Барышников, Баланчин и Нуриев — уезжали (или бежали) на Запад. Но теперь несколько молодых иностранцев прошли этот путь в обратном направлении и поступили...

Прежде балетные танцовщики мигрировали в одном направлении: русские — такие как Барышников, Баланчин и Нуриев — уезжали (или бежали) на Запад. Но теперь несколько молодых иностранцев прошли этот путь в обратном направлении и поступили учиться в балетное училище при Большом театре. Если они сумеют пережить колоссальный культурный шок, то их труды увенчаются колоссальным же успехом.

Училище, официально именуемое Московской государственной академией хореографии, было основано в 1773 году и до сих пор сохраняет свои традиции в неприкосновенности.

Это государственное учебное заведение, в котором учится около 750 молодых людей от 10 до 18 лет. Около 90 из них приехали сюда из других стран, в том числе из Японии, Англии, Финляндии и Греции. Особенно много здесь учащихся из Восточной Азии. Для российских граждан учеба в академии бесплатна, иностранцам один год обучения обходится в $18 тысяч.

12-летний Джулиан Маккей из Монтаны и 15-летняя Джой Уомек из Техаса приехали в Москву по программе базирующегося на Манхэттене некоммерческого «Российско-американского фонда», занимающегося расширением культурных связей между двумя странами. Каждый год фонд организует в США летнюю программу, в рамках которой педагоги из училища Большого театра работают с американскими детьми. В прошлом году Джулиан и Джой получили приглашение поступить на обучение в Московскую академию хореографии.

Впрочем, оказалось, что в Москве никто не собирался водить американцев за ручку. Они сразу приступили к занятиям вместе с теми, кто уже прошел закалку в горниле российской хореографической школы.

«Принятое в России отношение к работе и требования к учащимся не оставляют места ни для промахов, ни для лени. Церемониться здесь тоже не принято», — рассказывает Джой.

Чтобы составить себе представление о типичном дне Джулиана, я побывал на его занятиях. Преподавательница Ольга Войнаровская засыпала десятерых мальчишек командами на русском языке. Она объясняла, хвалила, гримасничала, иногда даже силой сама ставила их конечности в нужное положение.

«Миша, встань, — говорила она. — Илья, не зли меня. Ты что, заснул?» Иногда она шутила, но при этом постоянно указывала Джулиану на его ошибки. Она помогала ему правильно поставить ноги, привести в правильное положение бедра, ее пальцы оставляли видимые следы на его коже.

После занятий она тепло отозвалась о Джулиане, отметив его значительные успехи. «Возможно, он плохо говорит по-русски, но меня он понимает отлично», — сказала она.

По словам самого Джулиана, он часто не понимает, что говорят учителя, то старается угадать. И в России, и в США пользуются в основном французскими хореографическими терминами, так что с этим ни у Джой, ни у Джулиана проблем не возникает.

«Джулиан сам видит результат, — говорит его мать, Тереса Хан Маккей, переехавшая в Москву вместе с ним. — Я не из тех родителей, которые будут ахать и говорить, что тут все слишком строго и слишком трудно. Джулиану здесь нравится, и я не возражаю».

Джой необыкновенно серьезна и дисциплинированна для своих лет. Она приехала в Россию одна и живет в общежитии. Иногда она по целым дням не выходит на улицу.

О русском балете она узнала из видеоклипов в Интернете. Приму Большого театра Наталью Осипову она боготворит, и впервые увидев ее на сцене в труппе Американского театра балета, не смогла сдержать слез,

Родители поначалу отнеслись к ее желанию отправиться учиться в Москву как к детской фантазии, но не стали ей мешать. Джой говорит, что ни разу не пожалела о своем решении, но признается, что иногда чувствует себя одинокой.

По словам преподавателей, Джой делает большие успехи и вскоре будет танцевать серьезную партию в молодежной постановке Большого театра. Сама Джой говорит, что мечтает когда-нибудь танцевать в труппе Большого.

«В Америке я всегда чувствовала себя немного чужой, — говорит Джой. — Я хочу стать русской. Я чувствую, что здесь, в России мое призвание».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera