Сюжеты

Большой — каким мы его не знали

Предстоящий сезон — последний, когда артисты главного театра страны будут выступать только на новой сцене. Возвращение в историческое здание уже близко

Этот материал вышел в № 77 от 19 июля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Наталия Зотовакорреспондент

 

Большой театр закрыли на реконструкцию ровно 5 лет назад, в июле 2005 года. Теперь ждать осталось недолго: открытие назначено на октябрь 2011-го. Главный подрядчик реконструкции — компания «СУИпроект» отчиталась о проделанной работе прямо...

Большой театр закрыли на реконструкцию ровно 5 лет назад, в июле 2005 года. Теперь ждать осталось недолго: открытие назначено на октябрь 2011-го. Главный подрядчик реконструкции —  компания «СУИпроект» отчиталась о проделанной работе прямо в стенах главного театра России.

Алексей Зубков, руководитель компании, провел экскурсию для журналистов по театру. Первое открытие ожидало нас еще до входа в здание. Оказалось, прямо под Театральной площадью, под фонтанами и яблонями, теперь находится новый репетиционный зал. Его собираются оснастить особенной техникой, так что он сможет менять конфигурацию и будет удобен как для репетиций, так и для концертов. «Видите новые клумбы, разбитые поближе к зданию? — показывает Зубков. — Это будущие запасные выходы из подземного зала!»

В центральном фойе — побелка на полу, повсюду стоят ведра с краской и ходят строители, игнорирующие толпу журналистов. Зубков показывает на стену — рисунок под мрамор на ней выполнен по технологии, известной еще в 1856 году. Настоящий мрамор дорог был всегда, а интерьерам нужно было придать роскошный вид.

Пока журналисты бегали по фойе, щелкая фотоаппаратами, к «мраморной» стене подошел, казалось, один из строителей: борода, заляпанные известкой джинсы… А в руках — тонкая кисточка. Несколько движений — и в «мраморе» появились не то прожилки, не то трещинки…

Прямо в залах стоят реставрационные палатки, похожие на садовые теплицы — деревянный каркас с натянутой на него пленкой. Внутри каждой ярко сияет лампочка, несмотря на солнце, заглядывающее в окна: реставраторам нужно хорошее освещение. В одной палатке реставрируют двери — те самые, 1856 года! В другой — покрывают позолотой рамы зеркал. Многие предметы интерьера реставрируются прямо на месте: антиквариат легко повредить, перевозя с места на место.

Белое фойе теперь белым не назовешь: под слоями краски реставраторы нашли уникальные росписи и восстановили их. А еще убрали со стены советские гербы и восстановили монограмму Николая II, которую оттуда удалили после революции.

В Бетховенский зал журналистов впустили впервые с начала реконструкции. Он практически закончен — только стены еще не закрыты тканями, а золотая люстра упрятана в пакет, как в паучий кокон, чтобы пыль не оседала.

Реконструкция Большому была необходима не столько из-за ветхости интерьера, сколько из-за грубого обращения с помещением театра в советскую эпоху. Именно тогда была испорчена уникальная акустика зрительного зала: залили бетоном барабан — резонатор под оркестровой ямой. Пострадал и зрительный зал, изначально полностью отделанный акустической елью по принципу скрипки, — в советское время деревянные конструкции частично заменили бетонными. Теперь реставраторы возвращают залу былое звучание и блеск.

Весь театр приходится очищать от советского новодела. Снимая слои краски, реставраторы находят исконные цвета, орнаменты, росписи. То, что пропало безвозвратно, восстанавливают по архивным описаниям полуторавековой давности. Так, золотисто-песочный цвет, в который весной покрасили фасад — тот самый, который был задуман архитектором Альбертом Кавосом, руководившим реставрацией Большого после пожара 1853 года. Этот цвет нашли при реставрации и воссоздали натуральные ингредиенты, с помощью которых получали этот цвет полтора века назад.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera