Сюжеты

Большой — каким мы его не знали

Предстоящий сезон — последний, когда артисты главного театра страны будут выступать только на новой сцене. Возвращение в историческое здание уже близко

Этот материал вышел в № 77 от 19 июля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Наталия Зотовакорреспондент

 

Большой театр закрыли на реконструкцию ровно 5 лет назад, в июле 2005 года. Теперь ждать осталось недолго: открытие назначено на октябрь 2011-го. Главный подрядчик реконструкции — компания «СУИпроект» отчиталась о проделанной работе прямо...

Большой театр закрыли на реконструкцию ровно 5 лет назад, в июле 2005 года. Теперь ждать осталось недолго: открытие назначено на октябрь 2011-го. Главный подрядчик реконструкции —  компания «СУИпроект» отчиталась о проделанной работе прямо в стенах главного театра России.

Алексей Зубков, руководитель компании, провел экскурсию для журналистов по театру. Первое открытие ожидало нас еще до входа в здание. Оказалось, прямо под Театральной площадью, под фонтанами и яблонями, теперь находится новый репетиционный зал. Его собираются оснастить особенной техникой, так что он сможет менять конфигурацию и будет удобен как для репетиций, так и для концертов. «Видите новые клумбы, разбитые поближе к зданию? — показывает Зубков. — Это будущие запасные выходы из подземного зала!»

В центральном фойе — побелка на полу, повсюду стоят ведра с краской и ходят строители, игнорирующие толпу журналистов. Зубков показывает на стену — рисунок под мрамор на ней выполнен по технологии, известной еще в 1856 году. Настоящий мрамор дорог был всегда, а интерьерам нужно было придать роскошный вид.

Пока журналисты бегали по фойе, щелкая фотоаппаратами, к «мраморной» стене подошел, казалось, один из строителей: борода, заляпанные известкой джинсы… А в руках — тонкая кисточка. Несколько движений — и в «мраморе» появились не то прожилки, не то трещинки…

Прямо в залах стоят реставрационные палатки, похожие на садовые теплицы — деревянный каркас с натянутой на него пленкой. Внутри каждой ярко сияет лампочка, несмотря на солнце, заглядывающее в окна: реставраторам нужно хорошее освещение. В одной палатке реставрируют двери — те самые, 1856 года! В другой — покрывают позолотой рамы зеркал. Многие предметы интерьера реставрируются прямо на месте: антиквариат легко повредить, перевозя с места на место.

Белое фойе теперь белым не назовешь: под слоями краски реставраторы нашли уникальные росписи и восстановили их. А еще убрали со стены советские гербы и восстановили монограмму Николая II, которую оттуда удалили после революции.

В Бетховенский зал журналистов впустили впервые с начала реконструкции. Он практически закончен — только стены еще не закрыты тканями, а золотая люстра упрятана в пакет, как в паучий кокон, чтобы пыль не оседала.

Реконструкция Большому была необходима не столько из-за ветхости интерьера, сколько из-за грубого обращения с помещением театра в советскую эпоху. Именно тогда была испорчена уникальная акустика зрительного зала: залили бетоном барабан — резонатор под оркестровой ямой. Пострадал и зрительный зал, изначально полностью отделанный акустической елью по принципу скрипки, — в советское время деревянные конструкции частично заменили бетонными. Теперь реставраторы возвращают залу былое звучание и блеск.

Весь театр приходится очищать от советского новодела. Снимая слои краски, реставраторы находят исконные цвета, орнаменты, росписи. То, что пропало безвозвратно, восстанавливают по архивным описаниям полуторавековой давности. Так, золотисто-песочный цвет, в который весной покрасили фасад — тот самый, который был задуман архитектором Альбертом Кавосом, руководившим реставрацией Большого после пожара 1853 года. Этот цвет нашли при реставрации и воссоздали натуральные ингредиенты, с помощью которых получали этот цвет полтора века назад.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera