Сюжеты

Спас рукотворный

МЧС ценой жизни своих сотрудников спасло уникальные произведения искусства. Но пожар в Центре Грабаря готовили долго. И все вместе

Этот материал вышел в № 77 от 19 июля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Причины пожара в здании Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, как говорят ответственные лица, «выясняются». По первой (те же лица называют ее «предварительной») версии, возгоранию...

Причины пожара в здании Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, как говорят ответственные лица, «выясняются». По первой (те же лица называют ее «предварительной») версии, возгоранию способствовали кровельные работы при 35-градусной жаре с применением паяльной лампы. Огонь резво расползался по деревянным перекрытиям, его героически тушили 65 единиц техники и три вертолета. Двое сотрудников МЧС — Вячеслав Шашин и Александр Дымчиков — погибли. Еще один спасатель — в реанимации в крайне тяжелом состоянии.

Хотелось бы сказать, что два человека пожертвовали жизнями за спасение культурных ценностей, народного достояния. Но лучше от этих слов воздержаться. Поскольку уж очень откровенно и на протяжении многих лет все ведомства, кроме МЧС, на эти ценности плевали.

ВХНРЦ им. Грабаря — единственное российское учреждение, которое направленно занимается реставрацией и экспертизой художественных произведений всех эпох и всех техник. (Сейчас это, главным образом, вещи из провинциальных российских музеев.) В свое время именно здесь возродили рублевскую «Троицу», реставрировали живопись Дрезденской галереи.

В Грабаревском центре до сих пор сохраняется такая неторопливая основательность, которая теперь по недоразумению отождествляется с непробудной советчиной. Поэтому музеи жалуются, что реставраторы работают медленно, а министерство раздражается, что они лениво извлекают из своих умений прибыли. И почему бы не перевести эту всю деятельность на коммерческие рельсы? И поди объясни. (Впрочем, сотрудники центра как-то даже и пытаются зарабатывать. Берут заказы у частных коллекционеров, например.) Но все же научная реставрация — дело долгое и затратное. Приносит много неприятностей и не дает пиаровского эффекта. В министерствах так не любят.

В первый раз реставрационные мастерские закрыли в 1934 году, потому что они все государственное финансирование тратили на работу с «древнерусской живописью», то есть иконами. В 1944-м, когда нужно было реанимировать пострадавшее наследие, после настойчивых обращений академика Грабаря к советскому правительству, все же открыли заново. В 1960-х мастерские получили помещения в самых бесполезных по тем временам постройках — в храме Вознесения в Кадашах и в Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке. А через 30 лет Борис Ельцин издал указ о возвращении культовых сооружений церкви.

Руководство ВХНРЦ выразило готовность куда-нибудь переехать. Им стали предлагать то сырые подвалы в промышленных зонах, то дома без крыш, то какие-то заброшенные цеха. Руководство сопротивлялось, государство отмахивалось, просило не капризничать. В 2004 году свое веское слово произнесли православные. Подавив усилием воли присущее им смирение, прихожане блокировали помещения мастерских, и реставраторы потом долго не могли получить свое имущество. Министерство культуры РФ даже не шелохнулось. Зато Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом оперативно прислало дирекции мастерских предписание выехать на улицу Радио, в помещение, которое занимал производственный цех Авиационного института им. Жуковского. Для хранения предметов искусства там, разумеется, ничего приспособлено не было. По соседству, в том же здании, располагалась гидрологическая лаборатория и офисы каких-то компаний. Так выселяют мелкие, не особенно нужные госучреждения, которые по тем или иным причинам нельзя закрыть, хоть и очень хочется.

И вот пожар. Полный список сгоревшего пока не составлен. По предварительным данным — в Центре Грабаря на реставрации находился прижизненный портрет М.И. Кутузова 1813 года, деревянная скульптура XVII—XVIII веков из Музея Андрея Рублева и Новгородского музея-заповедника, 36 артефактов из псковских церквей и из фондов Псковского музея-заповедника — включая образ Одигитрии XIII—XIV веков и шитую плащаницу XVI века.

Кстати, летом 2010-го в Центр Грабаря на реставрацию должна была поступить Богоматерь Боголюбская. (Чудотворный образ, написанный в середине XII века, был одной из главных святынь Владимиро-Суздальской Руси. Помогло исключительно несчастье: одна из древнейших и знаменитейших икон России — в таком сложном состоянии, что транспортировать ее из Владимира реставраторы не решились.)

По свидетельству замминистра культуры Павла Хорошилова, возглавляющего ведомственную комиссию по расследованию причин и последствий, «здание эксплуатации не подлежит без серьезного капремонта. Возможно, потребуется другое архитектурное и строительное решение».

…Так что некоторые — посильные — уроки из катастрофы извлечены.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera