Сюжеты

Новаторы с большой дороги

Этот материал вышел в № 77 от 19 июля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Кирилл РоговОбозреватель «Новой»

По поводу инновационных инициатив правительства в общественном мнении существуют две точки зрения. Первая относится к ним крайне негативно: распил, больше ничего. Вторая, более толерантная, сводится к тому, что распил, конечно, будет, да и...

По поводу инновационных инициатив правительства в общественном мнении существуют две точки зрения. Первая относится к ним крайне негативно: распил, больше ничего. Вторая, более толерантная, сводится к тому, что распил, конечно, будет, да и все делается черт-те как. Но пусть хоть что-то делается, а вдруг выйдет польза.

Вторая точка зрения очень заманчива, потому что позволяет, сохранив лицо, принять участие в инновационных инициативах начальства. Ну хоть в том же Сколкове. Там льготы, деньги. Мол, что делать: в бордель так в бордель, но с книжкой под мышкой. И, мол, чем больше в борделе будет читающей публики, тем больше он будет похож на библиотеку. Ага.

Появившиеся на прошлой неделе новые сведения о намерении властей заняться созданием национального интернет-поисковика, решительно подрубают хрупкие логические построения и основания морального комфорта сторонников этого второго взгляда на вещи. Комиссия по инновациям намерена одобрить или уже одобрила создание на бюджетные деньги национального поисковика. Делаться поисковик будет с чистого листа. (Ох, как наши новаторы любят все делать с чистого листа, просто сил нет!) Проблема, однако, в том, что в России уже есть поисковые системы. И очевидный лидер — «Яндекс». Собственно, это не просто мощнейший российский поисковик — это то ли самый большой, то ли один из самых больших неанглоязычных поисковиков вообще. «Яндекс» — это success story, история успеха, которые, как выяснилось, возможны даже в России.

«Яндекс» — это и есть флагман российской инновационной экономики в тот период, когда к счастью для него, «Яндекса», а также инноваций и экономики российское государство еще не заинтересовалось ей. «Яндекс» постоянно развивается, имеет настоящие научные подразделения, и в то же время это бурно растущий и прибыльный бизнес. С 2004 по 2008 год его оборот увеличился в 18 раз. Сегодня он составляет около 280 млн долларов, а чистая годовая прибыль — в районе 10 млн долларов.

Что значит сделать еще один национальный поисковик? Это когда вы строите фабрики игрушек, которые потом экспортируются по всему миру, то чем больше фабрик, тем для национальной экономики лучше. Другое дело — поисковик. Он работает на сравнительно небольшую в мировом масштабе русскоязычную аудиторию. Сделать еще один поисковик — значит отнять у «Яндекса» часть аудитории, часть рынка. Ну оно бы и ладно: рынок есть рынок. Но почему это надо делать на бюджетные деньги и называть инновацией?

Иными словами, правительство намерено за 300 млн бюджетных долларов (годовой оборот «Яндекса» в 2008-м) сделать все примерно так, как у «Яндекса», и отнять у него большую часть его аудитории. И заметьте, ведь никто не предполагает, что в России будет государственный национальный поисковик. Скорее всего, это будет частная компания с госучастием. Иными словами, кто-то получит на тарелочке с голубой каемочкой слизанный с «Яндекса», сделанный целиком за бюджетные деньги, разрекламированный на бюджетные деньги бренд. Это типичная robbery story, история ограбления, которые, как известно, достаточно обычны в России.

Помимо меркантильного, у этой истории есть и собственно инновационный аспект, точнее — антиинновационный. Очевидно, что сам даже факт запуска такого проекта подрывает инвестиционную привлекательность «Яндекса». Русскоязычная аудитория, конечна, и именно ее размеры определяют фундаментальную инвестиционную привлекательность работающих на нее компаний. Сегодня «Яндекс» вполне успешно конкурирует с русскоязычным Google. Вообще — идет в ногу со временем в одной суперинновационной и перспективной области. Так вот в ближайшее время об этом, скорее всего, придется забыть. Распыление ресурсов — человеческих и инвестиционных — вряд ли позволит «Яндексу» двигаться в том же темпе. Иными словами, если вы хотите навредить развитию инновационной экономики России, спросите в национальном поисковике, как это сделать. Ответ найдется.

Впрочем, весьма вероятным представляется и следующее развитие событий. Создание национального поисковика будет запущено, но поисковик сделан не будет. Сам факт работы над ним под патронажем государства с сопутствующей дестабилизацией рынка будет использован как средство давления на акционеров «Яндекса», чтобы склонить их к переуступке контроля над компанией другим людям. В 2008 году у «Яндекса» уже были проблемы, когда выяснилось, что автоматической индексатор популярности новостей и блогов совершенно не учитывает взглядов Кремля на те или иные политические события. Кампании пришлось под политическим давлением закрыть популярный сервис, а также передать государственному Сбербанку символическую акцию, дающую государству право вето на продажу блокирующего пакета компании.

Но проблема в том, что в 2008 году выяснилось не только то, что коммуникативные возможности Рунета стремительно расширяются и плохо контролируются Кремлем, но и то, что в Рунете стремительно растут размеры бизнеса. А потому «Яндексу» вряд ли удастся легко откупиться: государственные новаторы предпочитают, когда идеологический контроль и контроль над денежными потоками находятся в одной и той же точке. В общем, инновационный проект Кремля по созданию национального поисковика — это просто-напросто схема перехвата бизнеса, приправленная перчиком политической цензуры.

Но не будем же вечно детьми. Сколковская схема, по-вашему, как устроена? Она устроена так, что получить льготы и финансирование на инновационную деятельность вне сколковской зоны будет вряд ли реально. С другой стороны, нам шепчут, что в Сколкове будут созданы особые условия, ограждающие участников проекта от неблагоприятной внешней среды. Но вглядимся в проекты сколковской документации. Фактически контролировать все в Сколкове, выведенное из обычных юрисдикций, будет управляющая компания. Она и собственник-арендодатор, и регулятор льгот, и распределитель бюджетных грантов. И ничего пока не слышно о главном: а что будет с правами на коммерческое использование сколковских разработок?

Когда я слышу, что российское правительство разрабатывает модель развития инновационной экономики, я просто тихо улыбаюсь. Пока, по-моему, разработана блестящая схема перехвата управления в любом перспективном инновационном бизнесе. Схема, абсолютно укладывающаяся в общую олигархическо-бюрократическую модель русского капитализма. Если вы сговорчивый парень, добро пожаловать в золотую клетку. Ну а если не сговорчивый, то всегда ведь можно в Сколкове профинансировать в размере вашего годового оборота очередной инновационный национальный поисковик.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera