Сюжеты

Мирный Росатом

Руководство госкорпорации уступило требованиям жителей приморского поселка. За три дня до акции протеста

Этот материал вышел в № 78 от 21 июля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

 

Капсула, торжественно уложенная в основание будущей верфи в бухте Чажма вице-премьером Сечиным, выкопана. Домики потенциальных строителей размонтированы. Пустое место для строительства морских буровых установок сторожит шестимесячный щенок...

Капсула, торжественно уложенная в основание будущей верфи в бухте Чажма вице-премьером Сечиным, выкопана. Домики потенциальных строителей размонтированы. Пустое место для строительства морских буровых установок сторожит шестимесячный щенок Чип.

Чипу есть где разгуляться: с одной стороны зеленый лес, с другой — укатанный щебенкой берег с вертолетной площадкой посередине, рядом — рукотворное с отсыпанным по периметру земляным ограждением озеро — место будущей верфи. Ее предполагалось создать на базе 30-го судоремонтного завода Минобороны совместно с сингапурско-китайской фирмой, чтобы строить морские буровые установки и технологические платформы для добычи углеводородов на морском шельфе.

Вертолетная площадка использовалась, видимо, единожды, в ноябре прошлого года. Тогда в Чажму прилетели вице-премьер Игорь Сечин вместе с главой Yantai Raffles Shipyard Limited господином Брайаном Чангом и во время закладки в основание будущей суперверфи памятной капсулы «взяли в руки совковые лопаты, чтобы положить начало одному из крупнейших инвестиционных проектов не только Приморья, но и всей России» (цитирую по РИА «Восток-Медиа»).

Сегодня и капсула, и табличка соответствующая куда-то сгинули. Проект верфи в Чажме приостановлен: площадка до сих пор не передана Министерством обороны Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

Между тем с идеей строительства верфи жители поселка Дунай связывают — пока еще — большие надежды на возрождение жизни в этом, по общепринятому мнению приморцев, проклятом месте.

— Прошло двадцать пять лет с момента аварии на подлодке в Чажме! Мы уже сами перестали относиться к Дунаю как к радиоактивной клоаке. Уже заметно, что люди перестали из поселка уезжать, и уже даже приезжает кое-кто, — говорит житель Дуная Константин Иващенко. — Лично со специалистами лаборатории измеряли фон в поселке — все в норме. Короче, только вздохнули, захотели, чтобы верфь строить начали — это же жизнь, рабочие места… Как на тебе — новая напасть — додумались поставить в док 30-го завода на утилизацию аварийную атомную подводную лодку!

Речь идет о той самой подлодке, на которой 25 лет назад во время загрузки ядерного топлива произошел тепловой взрыв с выбросом радиоактивных материалов. Они попали и на территорию завода, и в саму бухту. Про эту аварию в Чажме 25 августа 1985 года знают все приморцы. Лодка с тех пор не на ходу, хранится в бухте Павловск, поддерживаемая на плаву понтонами.

— В Павловске стоят две предназначенные для утилизации подлодки, в том числе и эта, печально знаменитая, — рассказывает метролог, начальник лаборатории 30-го завода Иван Фирсов. — К слову, вторая (на ней авария произошла тоже в 1985-м, но в море, поэтому о ней широко неизвестно), по слухам, была в более опасной ситуации: у нее якобы потек реактор. Доказать ничего не можем, но земля же слухами полнится… Обе лодки должны быть утилизированы в рамках программы подготовки к саммиту АТЭС. Должны и должны. Но утилизировать лодку собрались было не целиком, а по так называемому трехотсечному варианту. Формирование блока из 5-го, 6-го и 7-го отсеков планируется проводить с невыгруженным ядерным топливом.

— «ФГУП «30-й СРЗ» не имеет лицензии на использование ядерных материалов в оборонных целях и не в состоянии обеспечить физическую защиту ядерного объекта и ядерных материалов», написали в письме в высокие инстанции члены инициативной группы работников завода и жителей Дуная, — рассказывает начальник бюро заводских калькуляций Эльвина Рябикова.

Иными словами, завод «Звезда» и Дальневосточный центр судостроения и судоремонта приняли решение проводить утилизацию не в Большом Камне, который имеет все условия для столь сложной работы, а в доке БДК-41 30-го завода. При этом «Звезда» и 30-й завод — два разных предприятия. Получалось, на работы подписывается одно предприятие, а осуществлять их решают на другом! Росатом — заказчик, исполнитель — «Звезда». При чем здесь 30-й завод?! Мотивируют решение высокой загруженностью мощностей на «Звезде», опасностью транспортировки подлодки в Большой Камень (до Чажмы ближе) и вообще тем, что завод находится в черте города и там «люди живут».

Чуть было не вылившееся в протест возмущение жителей Дуная упредило мудрое решение.

— Первоначально действительно мы рассматривали несколько вариантов мест утилизации аварийной лодки, — заявил РИА «Дейта» гендиректор завода «Звезда» Андрей Рассомахин. — В том числе один из доков 30-го судоремонтного завода. Но, перераспределив загрузку собственных доковых мощностей, отказались от этого варианта.

Планируется, что в августе завод сформирует трехотсечный блок, лодку поставят на стапель завода «Звезда», а потом отбуксируют на специальном понтоне в береговое укрытие в бухте Разбойник.

Жители Дуная решением довольны, что и отметили на митинге.

Под текст

В понедельник, 12 июля, около 300 жителей поселка Дунай собрались на площади. Ранее они требовали отказаться от утилизации аварийной лодки К-431 в их поселке на 30-м СРЗ и собрали около двух тысяч подписей. Однако, как оказалось, еще за три дня до митинга в Москве на совещании с участием представителей Минобороны и Росатома было принято решение утилизировать К-431 не в поселке Дунай, а на заводе «Звезда», чего и добивались дунайцы.

Тем самым Росатом, возможно, отреагировал на письмо группы работников судоремонтного завода № 30 в поселке Дунай, протестующих против того, чтобы разделывать аварийную лодку на территории одного из доков, сообщает РИА PrimaMedia. Ранее генподрядчик — завод «Звезда» — планировал часть работ по утилизации выполнить на месте. Но сегодня стало известно, что Росатом поручил руководству «Звезды» учесть мнение жителей.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera