Сюжеты

Мирный Росатом

Руководство госкорпорации уступило требованиям жителей приморского поселка. За три дня до акции протеста

Этот материал вышел в № 78 от 21 июля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

 

Капсула, торжественно уложенная в основание будущей верфи в бухте Чажма вице-премьером Сечиным, выкопана. Домики потенциальных строителей размонтированы. Пустое место для строительства морских буровых установок сторожит шестимесячный щенок...

Капсула, торжественно уложенная в основание будущей верфи в бухте Чажма вице-премьером Сечиным, выкопана. Домики потенциальных строителей размонтированы. Пустое место для строительства морских буровых установок сторожит шестимесячный щенок Чип.

Чипу есть где разгуляться: с одной стороны зеленый лес, с другой — укатанный щебенкой берег с вертолетной площадкой посередине, рядом — рукотворное с отсыпанным по периметру земляным ограждением озеро — место будущей верфи. Ее предполагалось создать на базе 30-го судоремонтного завода Минобороны совместно с сингапурско-китайской фирмой, чтобы строить морские буровые установки и технологические платформы для добычи углеводородов на морском шельфе.

Вертолетная площадка использовалась, видимо, единожды, в ноябре прошлого года. Тогда в Чажму прилетели вице-премьер Игорь Сечин вместе с главой Yantai Raffles Shipyard Limited господином Брайаном Чангом и во время закладки в основание будущей суперверфи памятной капсулы «взяли в руки совковые лопаты, чтобы положить начало одному из крупнейших инвестиционных проектов не только Приморья, но и всей России» (цитирую по РИА «Восток-Медиа»).

Сегодня и капсула, и табличка соответствующая куда-то сгинули. Проект верфи в Чажме приостановлен: площадка до сих пор не передана Министерством обороны Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

Между тем с идеей строительства верфи жители поселка Дунай связывают — пока еще — большие надежды на возрождение жизни в этом, по общепринятому мнению приморцев, проклятом месте.

— Прошло двадцать пять лет с момента аварии на подлодке в Чажме! Мы уже сами перестали относиться к Дунаю как к радиоактивной клоаке. Уже заметно, что люди перестали из поселка уезжать, и уже даже приезжает кое-кто, — говорит житель Дуная Константин Иващенко. — Лично со специалистами лаборатории измеряли фон в поселке — все в норме. Короче, только вздохнули, захотели, чтобы верфь строить начали — это же жизнь, рабочие места… Как на тебе — новая напасть — додумались поставить в док 30-го завода на утилизацию аварийную атомную подводную лодку!

Речь идет о той самой подлодке, на которой 25 лет назад во время загрузки ядерного топлива произошел тепловой взрыв с выбросом радиоактивных материалов. Они попали и на территорию завода, и в саму бухту. Про эту аварию в Чажме 25 августа 1985 года знают все приморцы. Лодка с тех пор не на ходу, хранится в бухте Павловск, поддерживаемая на плаву понтонами.

— В Павловске стоят две предназначенные для утилизации подлодки, в том числе и эта, печально знаменитая, — рассказывает метролог, начальник лаборатории 30-го завода Иван Фирсов. — К слову, вторая (на ней авария произошла тоже в 1985-м, но в море, поэтому о ней широко неизвестно), по слухам, была в более опасной ситуации: у нее якобы потек реактор. Доказать ничего не можем, но земля же слухами полнится… Обе лодки должны быть утилизированы в рамках программы подготовки к саммиту АТЭС. Должны и должны. Но утилизировать лодку собрались было не целиком, а по так называемому трехотсечному варианту. Формирование блока из 5-го, 6-го и 7-го отсеков планируется проводить с невыгруженным ядерным топливом.

— «ФГУП «30-й СРЗ» не имеет лицензии на использование ядерных материалов в оборонных целях и не в состоянии обеспечить физическую защиту ядерного объекта и ядерных материалов», написали в письме в высокие инстанции члены инициативной группы работников завода и жителей Дуная, — рассказывает начальник бюро заводских калькуляций Эльвина Рябикова.

Иными словами, завод «Звезда» и Дальневосточный центр судостроения и судоремонта приняли решение проводить утилизацию не в Большом Камне, который имеет все условия для столь сложной работы, а в доке БДК-41 30-го завода. При этом «Звезда» и 30-й завод — два разных предприятия. Получалось, на работы подписывается одно предприятие, а осуществлять их решают на другом! Росатом — заказчик, исполнитель — «Звезда». При чем здесь 30-й завод?! Мотивируют решение высокой загруженностью мощностей на «Звезде», опасностью транспортировки подлодки в Большой Камень (до Чажмы ближе) и вообще тем, что завод находится в черте города и там «люди живут».

Чуть было не вылившееся в протест возмущение жителей Дуная упредило мудрое решение.

— Первоначально действительно мы рассматривали несколько вариантов мест утилизации аварийной лодки, — заявил РИА «Дейта» гендиректор завода «Звезда» Андрей Рассомахин. — В том числе один из доков 30-го судоремонтного завода. Но, перераспределив загрузку собственных доковых мощностей, отказались от этого варианта.

Планируется, что в августе завод сформирует трехотсечный блок, лодку поставят на стапель завода «Звезда», а потом отбуксируют на специальном понтоне в береговое укрытие в бухте Разбойник.

Жители Дуная решением довольны, что и отметили на митинге.

Под текст

В понедельник, 12 июля, около 300 жителей поселка Дунай собрались на площади. Ранее они требовали отказаться от утилизации аварийной лодки К-431 в их поселке на 30-м СРЗ и собрали около двух тысяч подписей. Однако, как оказалось, еще за три дня до митинга в Москве на совещании с участием представителей Минобороны и Росатома было принято решение утилизировать К-431 не в поселке Дунай, а на заводе «Звезда», чего и добивались дунайцы.

Тем самым Росатом, возможно, отреагировал на письмо группы работников судоремонтного завода № 30 в поселке Дунай, протестующих против того, чтобы разделывать аварийную лодку на территории одного из доков, сообщает РИА PrimaMedia. Ранее генподрядчик — завод «Звезда» — планировал часть работ по утилизации выполнить на месте. Но сегодня стало известно, что Росатом поручил руководству «Звезды» учесть мнение жителей.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera