Сюжеты

Общественные активисты – лучшие друзья китаянок

Этот материал вышел в The New York Times (23.07.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Весной этого года любители самого популярного в Китае телевизионного шоу знакомств спешили к экранам, чтобы посмотреть на красавицу, безжалостно отвергавшую женихов и боготворившую деньги. Так, однажды на предложение отправиться вдвоем на...

Весной этого года любители самого популярного в Китае телевизионного шоу знакомств спешили к экранам, чтобы посмотреть на красавицу, безжалостно отвергавшую женихов и боготворившую деньги. Так, однажды на предложение отправиться вдвоем на романтическую велосипедную прогулку она ответила: «Я лучше бы поплакала, но сидя в BMW». Подобные шуточки вывели шоу «Может быть, это ты?» производства компании «Цзянсу-ТВ» на первое место среди китайских реалити-шоу. И тут проснулись цензоры.

В мае руководители государственного пропагандистского ведомства издали директиву, в которой шоу было названо «вульгарным». Авторов обвинили в пропаганде вещизма, открытом обсуждении сексуальных вопросов и показе «вымышленных сюжетов, подрывающих доверие к телевидению».

Шоу пришлось переделывать. В нем не стало ни спортивных автомобилей, ни роскошных апартаментов, а участники больше не меряются банковскими счетами. Теперь они пытаются завоевать благосклонность красавиц рассказами об успехах в общественной работе и обещаниями почитать тещу как родную мать. «Правительство всегда было заинтересовано в использовании телевидения в нескольких полезных с его точки зрения качествах, — считает профессор факультета медиаиндустрии Сычуаньского университета Оуян Хуншэн. — Но в качестве средства развлечения — в последнюю очередь».

С момента первого появления на экране (в январе 2010 года) шоу «Может быть, это ты?» оказалось в эпицентре поднявшейся бури. Каждый выпуск шоу представлял собой игру, в которой претенденты в женихи по очереди демонстрировали себя 24 женщинам, отвечали на их колкие вопросы и страдали от отказа.

До вмешательства властей разговоры во время шоу в основном вертелись вокруг финансового положения женихов, а решения «жюри» были быстрыми и беспощадными. Видеопрезентация каждого жениха сопровождалась внизу экрана титрами «владеет машиной», «владеет домом» и т.п.

Между участниками шоу нередко вспыхивали бурные скандалы, которые не попадали на экран, но вызывали среди зрителей неменьший интерес, чем разворачивавшиеся на экране любовные истории. Продюсеров шоу обвиняли в том, что они придумывают биографии героев и приглашают на роль участниц профессиональных актрис. Возмущенные голоса критиков, называвших шоу «пугающим зеркалом падения нравов», звучали все чаще.

Возможно, цензоры посчитали это удобным случаем, для того чтобы навести порядок, выступив на стороне общественного мнения. По крайней мере так считает Крис Бери, профессор кино и телевидения лондонского Университета Голдсмита.

«Ситуацию необходимо было исправлять, поскольку общество подвергалось вредному влиянию, — высказался в интервью телеканалу CCTV пресс-секретарь министерства Чжу Хонг. — В Интернете часто высказывались мнения, будто государство тут бессильно что-либо сделать».

Рейтинг шоу после изменения его концепции упал. «Общественная работа? Что за чушь! — возмущается 48-летний телезритель Ду Шибин. — Где это они видели, чтобы в наше время невеста не интересовалась, есть ли у жениха дом и машина?»

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera