Сюжеты

Голливуд-на-Дунае

Этот материал вышел в The New York Times (23.07.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Будапешт, живописная столица Венгрии, расположенная в сердце Центральной Европы, в последние годы сыграла много ролей. Будапештские улицы были дублерами душных улиц Буэнос-Айреса в фильме «Эвита» 1996 года. Они служилии фоном для действий...

Будапешт, живописная столица Венгрии, расположенная в сердце Центральной Европы, в последние годы сыграла много ролей. Будапештские улицы были дублерами душных улиц Буэнос-Айреса в фильме «Эвита» 1996 года. Они служилии фоном для действий палестинских террористов и израильской операции возмездия в «Мюнхене» Стивена Спилберга (2005). Теперь Будапешт успешно притворяется Римом в фильме «Ритуал», триллере с Энтони Хопкинсом, который выйдет на экраны в следующем году.

Но привлекательность для киношников венгерской столицы объясняется не только красотой города, но и особыми экономическими условиями. Десятки авторов иностранных фильмов, выбирающие место для съемок в Европе, предпочитают Будапешт Праге, Парижу, Лондону и Софии, привлеченные в том числе налоговой «кинольготой» (20%), дешевизной местной валюты и рабочей силы.

«Любая копейка, которую можно сэкономить на съемках и пустить в работу, очень помогает кинорежиссерам», — говорит Стив Ауэр, директор будапештского филиала Raleigh Studios, одной из крупнейших независимых киностудий США. В апреле Raleigh открыл гигантский комплекс площадью 16 гектаров на окраине Будапешта. В этом центре, строительство которого обошлось в 75 млн долларов, находится павильон звукозаписи площадью 3600 кв.м — один из крупнейших в Европе и в США.

Для съемок фильма «Монте-Карло», одним из продюсеров которого является Николь Кидман, на задворках студии возвели реплику роскошного Hotel de Paris в Монако. Фильм выйдет в прокат в следующем году.

Другой продюсер «Монте-Карло», ветеран Голливуда Дениз ДиНови (среди предыдущих фильмов — «Бэтмен возвращается» и «Эдвард — руки-ножницы) говорит, что студия экономит миллионы долларов, осуществляя съемки в основном в Венгрии, а не во Франции. «В Венгрии есть такие же умелые съемочные группы, как в Голливуде, но снимать здесь намного дешевле», — рассказала она.

Венгерскому кино уже больше века. Отсюда родом такие гиганты киноиндустрии, как Адольф Цукор, основатель студии Paramount Piсtures; сэр Александер Корда (основатель студии London Films и продюсер «Третьего человека»); Майкл Кертис, режиссер «Касабланки».

После падения коммунистических режимов 20 лет назад многие страны Восточной и Центральной Европы начали бороться за право стать бедным и оттого более привлекательным родственником Голливуда. С наступлением мирового финансового кризиса, когда государства принялись судорожно искать дополнительные источники доходов, эта борьба обострилась. По данным венгерского Национального бюро кино, с тех пор как правительство в 2004 году ввело значительные льготы для киностудий, доходы от иностранных и совместных кинопостановок выросли почти в десять раз — до 157 млн долларов в 2009 году.

Но дело не только в прибылях. По мнению венгерских чиновников, новый имидж Будапешта помогает улучшить репутацию страны за рубежом и привлекает иностранных туристов и инвесторов.

Режиссеры говорят, что пока решены не все проблемы. Преодоление бюрократических препон отнимает много времени и сил.

К тому же, как отмечает ведущий венгерский кинокритик Андраш Рез, иностранные продюсеры иногда сталкиваются с сопротивлением венгров, опасающихся, что вторжение Голливуда негативно скажется на их культуре.

Однако, считает Рез, венгерские кинорежиссеры выиграют от нововведений. «В 1960-х в Будапеште сняли фильм под названием «Почему венгерские фильмы такие скучные?», — вспоминает Рез. — Так что стране есть чему поучиться у Голливуда».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera