Сюжеты

Голливуд-на-Дунае

Этот материал вышел в The New York Times (23.07.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Будапешт, живописная столица Венгрии, расположенная в сердце Центральной Европы, в последние годы сыграла много ролей. Будапештские улицы были дублерами душных улиц Буэнос-Айреса в фильме «Эвита» 1996 года. Они служилии фоном для действий...

Будапешт, живописная столица Венгрии, расположенная в сердце Центральной Европы, в последние годы сыграла много ролей. Будапештские улицы были дублерами душных улиц Буэнос-Айреса в фильме «Эвита» 1996 года. Они служилии фоном для действий палестинских террористов и израильской операции возмездия в «Мюнхене» Стивена Спилберга (2005). Теперь Будапешт успешно притворяется Римом в фильме «Ритуал», триллере с Энтони Хопкинсом, который выйдет на экраны в следующем году.

Но привлекательность для киношников венгерской столицы объясняется не только красотой города, но и особыми экономическими условиями. Десятки авторов иностранных фильмов, выбирающие место для съемок в Европе, предпочитают Будапешт Праге, Парижу, Лондону и Софии, привлеченные в том числе налоговой «кинольготой» (20%), дешевизной местной валюты и рабочей силы.

«Любая копейка, которую можно сэкономить на съемках и пустить в работу, очень помогает кинорежиссерам», — говорит Стив Ауэр, директор будапештского филиала Raleigh Studios, одной из крупнейших независимых киностудий США. В апреле Raleigh открыл гигантский комплекс площадью 16 гектаров на окраине Будапешта. В этом центре, строительство которого обошлось в 75 млн долларов, находится павильон звукозаписи площадью 3600 кв.м — один из крупнейших в Европе и в США.

Для съемок фильма «Монте-Карло», одним из продюсеров которого является Николь Кидман, на задворках студии возвели реплику роскошного Hotel de Paris в Монако. Фильм выйдет в прокат в следующем году.

Другой продюсер «Монте-Карло», ветеран Голливуда Дениз ДиНови (среди предыдущих фильмов — «Бэтмен возвращается» и «Эдвард — руки-ножницы) говорит, что студия экономит миллионы долларов, осуществляя съемки в основном в Венгрии, а не во Франции. «В Венгрии есть такие же умелые съемочные группы, как в Голливуде, но снимать здесь намного дешевле», — рассказала она.

Венгерскому кино уже больше века. Отсюда родом такие гиганты киноиндустрии, как Адольф Цукор, основатель студии Paramount Piсtures; сэр Александер Корда (основатель студии London Films и продюсер «Третьего человека»); Майкл Кертис, режиссер «Касабланки».

После падения коммунистических режимов 20 лет назад многие страны Восточной и Центральной Европы начали бороться за право стать бедным и оттого более привлекательным родственником Голливуда. С наступлением мирового финансового кризиса, когда государства принялись судорожно искать дополнительные источники доходов, эта борьба обострилась. По данным венгерского Национального бюро кино, с тех пор как правительство в 2004 году ввело значительные льготы для киностудий, доходы от иностранных и совместных кинопостановок выросли почти в десять раз — до 157 млн долларов в 2009 году.

Но дело не только в прибылях. По мнению венгерских чиновников, новый имидж Будапешта помогает улучшить репутацию страны за рубежом и привлекает иностранных туристов и инвесторов.

Режиссеры говорят, что пока решены не все проблемы. Преодоление бюрократических препон отнимает много времени и сил.

К тому же, как отмечает ведущий венгерский кинокритик Андраш Рез, иностранные продюсеры иногда сталкиваются с сопротивлением венгров, опасающихся, что вторжение Голливуда негативно скажется на их культуре.

Однако, считает Рез, венгерские кинорежиссеры выиграют от нововведений. «В 1960-х в Будапеште сняли фильм под названием «Почему венгерские фильмы такие скучные?», — вспоминает Рез. — Так что стране есть чему поучиться у Голливуда».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera