Сюжеты

Не обращайте вниманья, маэстро…

Этот материал вышел в № 80 от 26 июля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

 

Ситуация, связанная с гражданином Плетневым Михаилом Васильевичем, с начала июля прояснилась достаточно, чтобы все мнения, которые могли разделиться, разделились и застыли в ожидании новостей о том, как он там будет общаться с...

Ситуация, связанная с гражданином Плетневым Михаилом Васильевичем, с начала июля прояснилась достаточно, чтобы все мнения, которые могли разделиться, разделились и застыли в ожидании новостей о том, как он там будет общаться с правоохранительной системой Королевства Таиланд и о чем они договорятся.

При всем уважении к этой азиатской стране, к ее традициям, нравам, законам, к принципиальности и строгости ее полиции, главное, что еще может произойти в этой печальной истории, будет происходить в Москве. А в Москве задаются вопросами: «Неужели все подстроено?» и «Состоится ли отставка Плетнева М.В. с поста главного дирижера Российского национального оркестра (РНО)?».

Весной 2010 года при обновлении состава Президентского совета по культуре Плетнев перестал быть его членом, что само по себе нормально: ротация вполне логична. Но вскоре после этого Плетнев заметно изменил присущий ему немного отстраненный тон и публично «нагрубил» властям. Он заявил, что оскорблен неприсуждением гранта оркестру, который уже 20 лет нарицательно и кратко все называют именно «плетневским». Ясное дело, что никакой «нейтральной» шкалы тут нет и быть не может, к тому же процедура-то и не конкурсная, никого ведь не просят доказывать государству с цифрами в руках, чей звук лучше, репертуар богаче, а строй чище. Но еще один факт, опубликованный не вчера и даже не в этом году в серьезном английском журнале Grammophone, уже сам по себе означал репутационную угрозу для основателя и худрука первого в России негосударственного оркестра. В двадцатке лучших оркестров мира, составленной «граммофоновцами», единственный московский оркестр — это РНО. Разумеется, представлен Петербург, но с Москвой получилась проблема. И если хотя бы на пару лет РНО выпал бы из этого красивого перечня, где он соседствует с коллегами из Вены, Мюнхена, Будапешта, Амстердама и Берлина, многие испытали бы облегчение. Да, там критерии отбора спорные, да, Запад нам не указ, но все, что произошло дальше с гражданином Плетневым, можно рассматривать именно как признание — более того, «принятие очень близко к сердцу» правоты лондонских экспертов.

Чем закончится эта история? Выбор будет сделан между двумя сценариями одного почти очевидного события: ухода Плетнева из РНО. И затруднительно назвать другую цель, оправдывающую затраченные средства, в том числе и пиаровские. Даже время для обеспечения ему бешеной «популярности» выбрано исключительно удачно: приключения Плетнева в Таиланде с гарантией стали первой новостью везде, где есть телевизор и интернет. Какой там футбол, когда тут «их нравы» в действии…

В первом случае маэстро может уйти так, что от оркестра в довольно сжатые сроки не останется почти ничего и сработает та формула: «А кому они нужны без шефа?» — которая в прошлые годы услаждала слух многих советских худруков, хотя ничего приятного и правильного в ней нет. Ну побарахтается кораблик без руля и без ветрил, да и тихо пойдет ко дну — жалко, хороший был, фирменные диски писал, но что же делать, сами виноваты.

Но во втором случае оркестр не успеет загрустить или разбежаться — есть вариант продуманной, грамотной расчистки именно этого места, этого бренда под некую совершенно новую, но уже невероятно крупную фигуру.

А теперь давайте оценим, какова вероятность того, что гражданин Плетнев почему-либо останется главным дирижером РНО. В этом случае существуют простые, но эффективные способы сильно сузить, например, географию его гастролей, поколебать ставки оркестровых гонораров, сделать еще что-то незабываемо прекрасное, но оба первых варианта такая история все же заблокирует. И оркестр, который этого вполне заслуживает, останется жить и даже, возможно, работать. А вот тогда может еще пригодиться поэзия, которая, конечно, не имеет отношения к делу: «Не обращайте вниманья, маэстро, не убирайте ладони со лба».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera