Сюжеты

Разум - как место преступления

Кинобудка

Этот материал вышел в № 80 от 26 июля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

И снится нам не рокот космодрома Самый ожидаемый фильм лета «Начало» - интеллектуальный блокбастер от любимца публики Кристофера Нолана. До премьеры фильм окружала густая пелена тайны. Даже разведчикам из популярных киноизданий не...

И снится нам не рокот космодрома

Самый ожидаемый фильм лета «Начало» - интеллектуальный блокбастер от любимца публики Кристофера Нолана. До премьеры фильм окружала густая пелена тайны. Даже разведчикам из популярных киноизданий не удавалось проникнуть на секретные объекты этой кинооперации. К тому же имя Нолана, блестящего интерпретатора сказки про Бэтмена, создателя «Помни» и «Темного рыцаря» обеспечивает громадный интерес к каждой новой работе.

Этим замыслом режиссер болел почти 15 лет: «Мысль о том, что кто-то смог бы научиться проникать в твой сон на физическом уровне и красть твои идеи, просто неотразима».

Он сочинял сценарий, прерывался на другие проекты, ждал возможности экранизировать свой киносон. Сон как захватывающее авантюрное приключение ценою в $160 000 000.

Вот Боинг в Австралию в небе мчится…
И пассажирам первого класса снится…
Как товарный поезд догнать стремится…
Спящих в автобусе тех же лиц…
В их сне - отели, снежные кручи, миллионеры, один другого круче…
в гармошку сложенные города, спецназ на лыжах, полет - в никуда.
Сон-экшн парит в невесомости полной
В фильме, который построил Нолан.

Дом Кобб (Леонардо Ди Каприо) – надежда промышленного шпионажа, извлекатель секретной ценной информации из глубин подсознания конкурентов. Последний заказ для Кобба и его команды – не украсть, а внедрить идею, которая развалит многомиллиардную империю. Идея, по Нолану, цепкий живучий паразит, вселившись в мозг, способный вдохновить, вершить революции мировоззрения. Смоделируй архитектуру идеологического пространства, и массы «подопытных» напитают его собственными объектами, сопереживаниями. К чему ядерная бомба, если можно управлять разумом?

Отцы марксизма-ленинизма с мыслями Нолана не были знакомы, однако методы использовали те же. Разум как место преступления, население – проекции, сосуды для чужих идей. Угадай, к чему влечет бессознательное! Внедряйся и распространяйся. Устраивай пышное новоселье в головах других.

Запутанный, скрученный, свитый, вывихнутый сценарий, шатко балансирующий по кромке сна и реальности, чем-то напоминает кальдероновский «Жизнь есть сон» - там тоже наследнику престола дают усыпляющий напиток и он просыпается в тюрьме. Но Кристофер Нолан конструирует турбулентный триллер из запасных частей богатого бессознательного и… знаковых фильмов. Делает это по-честному, без зеленого экрана, игнорируя компьютерные фокусы, снимает в шести странах на четырех континентах. Он тормозит и ускоряет время. Меняет местами пол и потолок, небо и землю, юг и север, и лишает своих героев компаса. Он архитектор – проектирующий и воплощающий на экране бескрайнюю многоуровневую сонную лощину, заселенную живыми объектами, левитирующими над бренной действительностью.

Зрителя вводят в это пространство, словно туповатого «мученика науки». Первая часть фильма – подробный инжиниринг, разъяснение технико-экономических обоснований обмена снами, технологии заныривания в глубоководное подсознание. Дальше - полтора часа сновидческих приключений. Местами совершенно невероятных – как групповое «плавание» по отелю (для съемок сцен с нарушенной гравитацией строились вращающиеся павильоны), местами вполне себе вторичных и наивных. Мультяшно выглядят эпизоды гонок и боев среди заснеженных склонов Калгари. Наивны некоторые из обоснований теории подмены действительности на грезы.

После фильма остается ощущение, что из всей навороченной многоярусной конструкции куда-то улетучилось живое дыхание, волшебство которое насыщало легкие «Темного рыцаря», нолановских «Бэтманов». Имитация невесомости в кадре удалась, но сам фильм перегруженный эффектными сюжетными переворотами, плотно нафаршированный визуальными гэгами, не оставляет места для сочувствия героям, перепутавшим сон и реальность. Впрочем, фильм уже восхитил миллионы зрителей. Значит, его образы так или иначе транслируются в наших снах. Так что задание Кобба по внедрению идей – продолжает выполняться.

Имя им «Центурион»

Любителям и знатокам истории, поклонникам пеплумов - «Центурион» Боба Маршалла, как говорят доктора, «не показан». Это опус для падких на боевое кино тинейджеров. Еще недавно Маршалла, снявшего «Псов-воинов» и «Спуск» называли «надеждой британского хоррора». Потом он делал провальные, несамостоятельные картины. Римский колосс мог бы стать для него реабилитацией. Не стал.

«Центурион» - вариация на тему легенды об исчезновении в шотландских туманах прославленного Римского Девятого легиона. Впрочем, историческая достоверность авторов не сильно интересует. Квинтус Диас (Майкл Фассбендер), единственный выживший после разгрома форта римлян, расположенного на территории современной Шотландии. Варварские племена пиктов (населявших горы Каледонии примерно в I веке нашей эры) - не знают пощады в отношении к завоевателям. Диас продолжает войну, вступив в легендарный IX римский легион. Но римское владычество трещит по швам под натиском армии варваров с разрисованными лицами. По сути, легион погибнет от вероломства предательницы. В роли этой неустрашимой амазонки с начерненными глазами и вымалеванным белым лбом наша соотечественница Ольга Куриленко. Жестокие римляне вырезали ее семью, ее насиловали, вырвали язык. И это кстати - недавняя девушка Джеймса Бонда («Квант милосердия») Куриленко говорит по-английски с русским акцентом.

Самые продолжительные сцены – кровавое рубилово. На стройные ряды римлян летят огромные огненные шары. «Стоять! Держать строй», - орет генерал Вирилас – наставник, суровый отец солдату. И пикты, и римляне безудержно режут друг другу горла, головы летят в разные стороны, топоры впиваются в спины, на копья нанизываются тела (на съемках кровяные мини-насосы работали без передыха, качая в день по 10 литров). За кадром звучит пафонсый текст. Одно верно - это «война без чести, без конца». Впрочем, самое лаконичное высказывание о работе над фильмом принадлежит художнику по гриму и спецэффектам Полу Хайетту: «Это такой римский «Крепкий орешек».

Анджелина Джоли агент КГБ?

Снялся бы в главной роли фильма «Солт» Том Круз, мы не увидели бы подобного столпотворения в самом центре Москвы. Хорошо продюсеры вовремя одумались и поменяли героя на женщину, и женщиной этой стала Анджелина Джоли.

37 градусов в тени, тысяча фанатов облепили «Октябрь» уже с четырех часов в ожидании звездной дивы. Она появилась точно в 19-00 – в ослепительно алом, в течение 40 минут под палящим солнцем давала автографы и мини-интервью. Потом со сцены сказала, что считает «Солт» своим лучшим экшн-фильмом, добавила несколько слов по-русски. Это не случайно - настоящее имя Эвелин Солт – Ченкова.

Агент ЦРУ Эвелин Солт обвинена русским перебежчиком в том, что работает под прикрытием на Россию. Весь фильм зритель и американскеие спецслужбы гадают – русский «крот» Анджелина-Солт или «наша» – цэ-рэ-ушная. Коварного предателя (а какие еще бывают русские?) Василия Орлова играет Даниэль Ольбрыхский. Когда-то он создал секретное воспитательное учреждение в СССР, где из малышей воспитывал будущих разведчиков. Железная стена рухнула, а бывшие комитетчики не дремлют, хотят управлять миром.

Американское кино продолжает подогревать страх к русским, которым до всего есть дело. Они готовы уничтожить и зажатого российского президента Матвеева (Олег Крупа уже играл Громыко - видимо, в Голливуде его провинциальная внешность характеризует наше руководство) и растерянного хозяина Белого дома. Их нечистоплотные руки тянутся к ядерной кнопке, чтобы нанести удары по Ирану и Мекке. Вот-то мусульмане всех стран объединятся и покончат с ненавистной Америкой окончательно. Если бы не Джоли, то есть Солт, то есть наша-их Ченкова, даже не знаю, что бы мы делали? Спецслужбы рядом с ней – ясельная группа. Она в одиночку защитит мир. Она стреляет из всех видов оружия, включая огнетушитель. Сбивает с ног десятки спецназовцев. Прыгает с моста на движущиеся фуры, с вертолета в засыпанную снегом реку, карабкается по фасаду высотки, пробирается в бункер президента США, охраняя его жизнь. В конце концов, именно она спасет нашего президента Матвеева.

Вся эта нечеловеческая вампука оправдывается шикарными погонями и недевичьими боями. Шпионский триллер, освященный именем звезды-красавицы, матери шестерых детей, посла доброй воли - получил дополнительные рекламные балы благодаря международному шпионскому скандалу и высылкой из США наших соотечественников. Пиаровцы пытались было привязать имя нашей девушки из Волгограда Анны Чапман с Матой Харри, она же Ченкова, она же Солт, она же Джоли. Да куда нам. Максимум, что предлагают Чампан – сняться в порно-фильме, вступить в Единую Россию и спеть с премьер-министром песню «С чего начинается родина».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera