Сюжеты

Романтики большой дороги

Этот материал вышел в № 81 от 28 июля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Распоряжение о переводе земель Химкинского леса в земли транспорта и промышленности подписал Владимир Путин. В правительстве этот проект курирует министр транспорта Игорь Левитин. Специалисты Центра ТИ-Р*, проводившие антикоррупционный...

Распоряжение о переводе земель Химкинского леса в земли транспорта и промышленности подписал Владимир Путин.

В правительстве этот проект курирует министр транспорта Игорь Левитин. Специалисты Центра ТИ-Р*, проводившие антикоррупционный анализ проекта строительства трассы, говорят о «потенциальном конфликте интересов» министра. «Это означает, что у одного и того же лица есть два интереса, в случае столкновения которых есть потенциальный риск коррупционной угрозы, — объясняет директор российского отделения Transparency International Елена Панфилова. — У нас нет данных, что это произошло, но есть данные, что это могло произойти». Дело в том, что министр транспорта Игорь Левитин также возглавляет совет директоров ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». А значительная часть трассы Москва — Санкт-Петербург совпадает с проектом платной скоростной магистрали МКАД—Шереметьево-3. «Совпасть» двум проектам позволяет именно прохождение через Химкинский лес: трасса в этом месте отчетливо изгибается. Центр ТИ-Р заключает: «При участии в принятии решения о варианте строительства трассы Левитин мог руководствоваться не только общественной пользой трассы, но и коммерческими интересами ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». То есть: принимая решение о вырубке Химкинского леса, не ясно, чьи интересы министр поставил во главу угла.

Заказчиком строительства является ФГУ «Дороги России». Но и тут имеется потенциальный конфликт интересов. Олег Шахов, ранее возглавлявший ФГУ «Дороги России», с 2009-го теперь является генеральным директором ОАО «ГипродорНИИ». Именно это ОАО проводило «изыскательные работы» и являлось основным разработчиком проекта трассы. «Это обстоятельство свидетельствует о наличии потенциального конфликта интересов у Шахова при принятии решений о выборе варианта строительства трассы и возможном конфликте интересов у сотрудников ФГУ «Дороги России», ранее работавших под руководством Шахова, при принятии решений о заключении договоров с ОАО «ГипродорНИИ», ныне возглавляемом Шаховым», — заключает Центр ТИ-Р. Разрабатывать проект трассы через Химкинский лес помогали ОАО «Дорпроект», ГП «РосдорНИИ» и МООФС ФГУ «СИАК по ЦР».

Генеральным подрядчиком является «Производственное объединение «Теплотехник». Он выполняет госконтракт на вырубку леса и снос строений на территории, отведенной для строительства скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург. Возглавляет организацию Семченко Александр Трофимович.

Непосредственно для вырубки генподрядчиком была нанята организация «Инжсервис», входящая в группу компаний «Ташир». Однако 21 июля «Инжсервис» был отстранен от работ. «Они завалили все объемы и сроки», — объясняет Семченко. Добавим: не без помощи экозащитников. Сейчас вырубку леса производит компания «Лесторг».

Охрана вырубки очень многочисленна. Это и ЧОП «Витязь», с которым «Теплотехник» заключил официальный контракт. А также — сотрудники Химкинского УВД и оперативного полка УВД Московской области (базируется в Долгопрудном), которые посуточно дежурят в т.н. милицейском палаточном лагере, разбитом на месте первого лагеря экологов. Также охраной вырубки от экологов и журналистов занимаются около 30 неизвестных молодчиков спортивного вида. В их одежде и татуировках присутствует фанатская и националистская атрибутика. Если «спортсменов» больше, чем экологов, экологи оттесняются живой цепью, если экологов больше, чем «спортсменов», «спортсмены» прячутся за спинами милиции. 27 июля после неоднократных требований депутата Госдумы Антона Белякова 10 «спортсменов» были задержаны сотрудниками милиции как зачинщики драки на вырубке. Задержанных демонстративно жестко погрузили в милицейский уазик, однако, как сообщили нам в дежурной части, до УВД не доехал ни один. Александр Семченко изначально заявлял, что якобы не знает, что за «спортсмены» патрулируют вырубку: «Наши охранники работают только в форме. Мы не знаем, кто остальные». Однако затем господин Семченко предположил, что молодчики — это «Витязь» и есть: «Но в форме ходить жарко, вот они и переоделись».

Результаты: на 26 июля планируемая вырубка Химкинского леса была осуществлена на 60%, и, как заявил господин Семченко, работы по расчистке территории от леса планируется закончить к концу этой недели. По ощущениям защитников: «Вырублено меньше, основной массив леса под вырубку будет впереди». Всего на 7-километровом участке трассы, проходящем через Химкинский лес, планируется вырубить 144 гектаров леса.

* АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р» — российский филиал Transparency International, неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera