Сюжеты

Какой МВФ нам нужен?

Колонка редактора The Times

Этот материал вышел в The New York Times (30.07.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Спустя всего год, после того как «Большая двадцатка» согласилась втрое (то есть до 750 млрд долларов) увеличить бюджет Международного валютного фонда, его глава Доминик Стросс-Кан попросил еще 250 млрд на выдачу кредитов государствам. Это...

Спустя всего год, после того как «Большая двадцатка» согласилась втрое (то есть до 750 млрд долларов) увеличить бюджет Международного валютного фонда, его глава Доминик Стросс-Кан попросил еще 250 млрд на выдачу кредитов государствам. Это очень крупная сумма. Учитывая долю США в МВФ, Вашингтону это может обойтись примерно в 42 млрд долларов. Фонд все равно должен получить эти деньги. Не стоит забывать, что всего несколько недель назад МВФ вынужден был отдать почти 40 млрд, чтобы не допустить краха Греции, а через несколько дней после этого пообещал пустить 320 млрд на то, чтобы не дать рухнуть евро.

В эпоху, когда экономический кризис может распространяться за несколько секунд, фонду необходимо стать шустрее. Обычно он приходит на помощь тогда, когда в стране глубокий кризис, и обещает кредиты в обмен на тщательно обговоренные реформы в политике. Он прав в своем стремлении найти способы помогать в борьбе с кризисами до их наступления.

В прошлом году МВФ создал новые «гибкие кредитные линии» — безусловные кредиты для стран, которые отвечают строгим макроэкономическим критериям, но все-таки могут быть задеты общемировым кризисом. Фонд надеется, что при наличии таких гарантий предварительно одобренным заемщикам никогда не придется воспользоваться этим кредитом. Теперь МВФ рассматривает возможность создания «предохранительных кредитных линий» с рядом условий для стран с более уязвимой экономикой. Пока на престижные «гибкие кредитные линии» подписались только Мексика, Польша и Южная Корея. Другие страны боятся, что для финансовых рынков этот ход может быть расценен как признак слабости. «Предохранительные кредитные линии» могут оказаться еще менее популярными. И все же МВФ двигается в правильном направлении.

Для успешной работы фонду необходимо доверие окружающих. В настоящее время ему очень мало доверяют развивающиеся страны, считающие, что он несправедлив и оказывает предпочтение богатым государствам. Так, они отметили, что кредит, выданный МВФ Греции, в 22 раза превышал долю Афин в капитале фонда. И многие азиатские страны, недовольные требованиями о резком сокращении бюджетов, выдвинутыми к ним МВФ во время азиатского финансового кризиса в 1990-х, возмущены сравнительной снисходительностью фонда к Европе.

В последние годы подход фонда к задачам несколько изменился. МВФ, конечно, должен требовать от заемщиков принятия определенных фискальных мер. Но он все чаще принимает точку зрения, согласно которой государства должны сохранять жизнеспособную систему социальной поддержки для защиты наиболее уязвимых своих граждан. Он также отказался от упора на «структурные» критерии — приватизацию, регулирование банковской сферы, торговую политику, — которые считались доктринерскими и не имеющими отношения к актуальным проблемам.

Богатые страны должны предоставить больше голосов развивающимся государствам, включая Китай и Бразилию, чье растущее влияние в мировой экономике никак не отражено в политике МВФ. Главы «Большой двадцатки» должны выполнить свое обещание передать развивающимся странам 5% доли богатых членов в капитале фонда и их голосов.

Мы знаем, что просьбы о дополнительном финансировании со стороны МВФ не будут пользоваться политической поддержкой, особенно во времена, когда правительства обещают урезать бюджетные траты. Некоторые европейские страны уже сопротивляются идее отказаться от части своих голосов. Мы живем в сложное время. Влиятельный и обеспеченный МВФ необходим для глобальной экономической стабильности.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera