Сюжеты

Консерваторы вдруг «позеленели»

Этот материал вышел в The New York Times (30.07.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Коалиционное правительство Великобритании решило ограничить дальнейший рост «авиалихорадки», отклонив планы постройки новых посадочных полос вблизи Лондона. В мае, то есть практически сразу после своего прихода к власти, британский...

Коалиционное правительство Великобритании решило ограничить дальнейший рост «авиалихорадки», отклонив планы постройки новых посадочных полос вблизи Лондона.

В мае, то есть практически сразу после своего прихода к власти, британский премьер-министр, консерватор Дэвид Кэмерон, окончательно запретил давно планировавшееся строительство третьей взлетно-посадочной полосы в Хитроу, мотивируя свое решение опасностью, которую составляет для окружающей среды выброс двигателями самолетов парниковых газов. Кэмерон также пообещал запретить строительство новых полос в двух других лондонских аэропортах, Гэтвике и Стенстеде.

Таким образом, Британия пошла вразрез с мировой тенденцией. Повсюду в стремящихся оставаться конкурентоспособными аэропортах Азии, Европы и Северной Америки строятся новые взлетно-посадочные полосы и расширяются терминалы в расчете на ожидающийся рост как пассажирских, так и грузовых авиаперевозок.

Хитроу — один из самых загруженных аэропортов мира, важнейший транспортный узел, через который проходят маршруты, соединяющие Европу с Юго-Восточной Азией и Ближним Востоком. Уже сегодня в Хитроу не редкостью являются задержки рейсов и длинные очереди на регистрацию. Это единственный в мире аэропорт такого размера, в котором всего две полосы.

В условиях глобальной рецессии интересы бизнеса, как правило, преобладают над соображениями сохранения климата.

С тех пор как из Англии стали совершать рейсы многие дисконтные авиакомпании, британцы успели привыкнуть к дешевым авиаперелетам. Принятый в 2008 году Акт о климатических изменениях предусматривает снижение к 2020 году объема выбросов тепличных газов в атмосферу на 34% по сравнению с 1990 годом. «Стремление сократить выброс тепличных газов в атмосферу было важным фактором принятия решения о запрете строительства новой взлетно-посадочной полосы», — признает британский министр транспорта Тереза Вилльерс.

Эксперт по транспорту Педер Йенсен, работающий в Европейском агентстве по охране окружающей среды в Копенгагене, заявил, что Британия является «единственной страной, принимающей серьезные решения, исходя из соображений сохранения климата».

Многие предприниматели были возмущены решением, принятым возглавляемым Дэвидом Кэмероном коалиционным правительством консерваторов и либеральных демократов. «Это правительство пришло к власти под лозунгом содействия бизнесу, — напомнил пресс-секретарь Международной ассоциации воздушного транспорта Стив Лотт. — На деле мы столкнулись с недальновидным политическим решением, которое будет иметь серьезные негативные последствия для экономики».

Тереза Вилльерс полагает, что решением проблемы перегруженности аэропортов может быть строительство сети скоростных железных дорог. «Простое увеличение числа авиарейсов и авиапассажиров не стоит того ущерба, который понесет окружающая среда», — заявила она.

По расчетам правительственных экспертов, в 2006 году авиация несла ответственность только за 6% всего диоксида углерода, попавшего в атмосферу над британской территорией. Однако, по их же расчетам, к 2030 году доля ответственности авиации может расшириться до 25%.

Соблазн расширять аэропорты особенно велик для городов, стремящихся привлечь бизнесменов и туристов. Большинство европейских аэропортов сегодня управляются частными компаниями, для которых увеличение пассажиропотока означает увеличение прибыли.

Некоторые критики называют занятую британским правительством позицию лишенной смысла, поскольку в результате новые рейсы будут обслуживать другие аэропорты, например, недавно расширенный мадридский аэропорт Барахас или международный аэропорт Франкфурта. По их мнению, выброс парниковых газов в результате не сократится.

Лео Мюррей, пресс-секретарь боровшейся за запрет строительства новой взлетно-посадочной полосы экологической организации Plane Stupid, назвал решение британского правительства «поворотным моментом для авиации», прибавив, что испытывает «некоторую неловкость от того, что решающий удар был нанесен консервативным правительством».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera