Сюжеты

Чемодан, вокзал, гриль-колбаски

Будете возвращаться из Финляндии в Россию — возьмите чемодан еды: хватит на месяц и дешевле раза в два

Этот материал вышел в № 82 от 30 июля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Ольга ДеркачВладислав Быков«Новая газета»

«На нас можно положиться!» — пообещала нам дешевая финская сеть. «Налоги растут, а наши цены — нет!» — бьет в глаза яркая рекламная газета, для убедительности еще перечеркнувшая буквы ALV и проценты рядом. ALV переводится как НДС: упавший...

«На нас можно положиться!» — пообещала нам дешевая финская сеть. «Налоги растут, а наши цены — нет!» — бьет в глаза яркая рекламная газета, для убедительности еще перечеркнувшая буквы ALV и проценты рядом. ALV переводится как НДС: упавший было в прошлом октябре с 17 до 12% НДС на еду и корм для животных с 1 июля опять подняли на целый процент. Правда, одновременно подешевели рестораны и кафе: их серьезные 22% упали до единых (с другой едой) 13%.

На парковке «плебейской» торговой сети сегодня стоят довольно свежие «Мерседесы». В кризис дешевый супермаркет отобрал клиентуру у респектабельных и отдавать не собирается — борется за нее всеми законными путями. Так привлекательны для тех, кто понимает, броские плакаты с пьедесталом почета — магазин «на первом месте» по дешевизне потребительской корзины с бюджетным результатом в 120 евро. И не то чтобы владельцы «Мерседесов» не могли позволить себе потратить на еду лишнюю десятку. Нет, для финна это увлекательный вид спорта — купить дешевле, хоть на 50 центов. И финские супермаркеты этот спорт усердно культивируют.

Отдельных самостоятельных магазинов в Финляндии почти нет: разве что аналоги наших сельпо с кафетерием в одном домике. Такое встречается в крохотных поселках, как правило, по обочинам дорог. На остальной рынок наброшены крупные сети: K-Citymarket, Prisma, Lidl и т.д. Всякая сеть стремится заловить покупателя надолго, если не навсегда, и крючком служит пластик. Скидочно-бонусные карточки соблазняют: «Bonus jopa 5%». (В дни рождественского наплыва туристов малоприличное на русский слух «jopa» обсмеивают в Интернете и напрасно: читается «йопа», означает «даже».) Но и против ломовой карточки есть прием — реклама конкурента. Рекламу раскладывают по ящикам охапками, и ее не сразу несут в мусорный ящик с надписью «бумага». Сперва досконально изучают: где, что, почем. Откуда такой сладкий арбуз, спрашиваешь в гостях, утирая сок с подбородка. «Купили по рекламе, — отвечают хозяева. — Вообще-то мы в тот магазин не ездим, но они предложили по 89 центов…»

«Предложили» — слово ключевое. Слово tarjous, то есть предложение, приезжие выучивают самым первым. Красная, видная издалека табличка помечает товар, который хотят продать побыстрее, и потому готовы сбросить несколько процентов. Если срок годности истекает. Tarjous — второе после пластиковой карточки оружие сетевого продавца. Есть и третье — лояльность магазина покупателю.

Недавно лично мы объявили одной сети бойкот: она отказалась принять у наших друзей товар обратно. Ха, подумаешь, они вашего демарша и не заметят, нахамит московский менеджер и будет неправ. Это в Москве одного огорчат, а другие тысячи придут, никуда не денутся, Москва большая, народ необидчивый, да и где, скажите, не хамят? В здешних редконаселенных кущах каждый человек на счету, и — вот ведь гад! — с собственным понятием о достоинстве. И дурная слава того и гляди объявится в периодической печати — местная газета выходит 363 раза в год и на 24-32 страницах, острые темы в дефиците. А выбор есть, а сетей много, а я куплю — не обменяют — мне оно надо?

А что надо простому финскому человеку от супермаркета? Прямо по Галичу, «завсегда все и то же»: помянутая лояльность, ассортимент и качество. С ассортиментом все в порядке: до 170 сортов хлеба (порезанного), несчитаное количество сортов колбасы (обыкновенно наструганной по 150-400 граммов и упакованной в пластиковую коробочку), сыра, мяса (предпочитают разделанное и уже залитое соусами). Даже пельмени можно найти: из нужных и привычных нашему человеку продуктов лишь кабачковую икру и соленую (в отличие от финской и шведской сладкой) селедку покупают в «русском магазине». Остальным снабжает Суоми-красавица при активной поддержке окружающего мира: яблоки из Польши, кабачки из Испании, картошка из Швеции, ананасы из Коста-Рики...

Свое — дороже и гораздо выше ценится: финские помидоры-огурцы берут куда бойчей, чем голландские, которые вдвое дешевле. Отечественному доверяют, и никакие российские новости о запрете якобы не отвечающей нормам финской продукции (вроде прошедшей недавно информации о приостановке импорта мяса и молока с 14 предприятий Финляндии) эту веру не рушат — разве что отношение к России ухудшают.

Финское — значит отличное, хотя и в остальном сомневаться не приходится: санитарного инспектора здесь не подмажешь. Коррупция в Финляндии именуется на жаргоне «штабель досок», что напоминает о скандале с экс-премьером Ванханеном — 14 (!) лет назад он будто бы принял этот штабель в дар от заинтересованных лиц и построил из него книжные полки. (Доски выплыли из реки забвения в прошлом году и довели-таки премьера до отставки, хотя никто ничего не доказал — истек срок давности.)

Санитарным инспекторам «штабель досок» не светит и обнаруженный на полке просроченный продукт обойдется владельцу магазина недешево. Так что магазины предпочитают не рисковать — держат специального человека, который отслеживает срок годности и наклеивает на упаковки чудные этикеточки «–30%», «–50%» (в последний день продажи). Найти такую этикетку — большая удача, ведь тогда копченого лосося можно урвать не по 16 евро за кило, а по 8.

Отсутствие коррупции и четкие правила игры приводят еще к одному занятному результату. «Хочешь помучиться? Спроси меня как!» — впору писать на майках компании ИКЕА, которая несколько лет получала разрешение на строительство в Самаре. Не так давно в Финляндию заходила помянутая дешевая немецкая сеть. Зарегистрировали представительство, получили землю под магазины и вперед, к светлым перспективам — отбирать клиентуру у других сетей. Отобрали — смотри выше. Кому хорошо? Опять же налогоплательщику — шире выбор, ниже цены.

Кстати, о ценах — это на любой вкус-кошелек: от говяжьего филе по 28 евро за кг до никогда не мороженной, с крохотной косточкой свинины по 2,70. Дешевле только курица: 1,99 за кило ножек, уже плавающих в соусе. «Подорожало, — шипят экономные, — зимой их давали по 1,49, а по субботам и за 0,99». Магазин рекламирует отбивные за 4,99? Ха, в «суперсубботу» возьмем у конкурента по 3,00, то есть по 120 рублей за парное мясо, правда, больше двух в одни руки не отпустят, привет от развитого социализма. Бескостное свежее филе лосося идет от 9 евро (это если очень повезет), колбаса-ветчина от 4,00 до… ну, деликатесы везде кусаются. Гриль-колбаски на этой неделе дадут по 4,70, но если два пакета и есть карточка магазина, то вдвое дешевле (а без карточки здесь только туристы). Будничный — он так и называется — сыр по 3,71 (при вполне приличном качестве), распространенные марки — от 5,90 и выше. Когда возвращаемся в Россию, везем чемодан еды — хватает на месяц и дешевле, чем в Москве раза в два. Цены на одежду тоже приятные, особенно сейчас — сезон скидок.

Поезжайте — на сэкономленную разницу  Финляндию поглядите.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera