Сюжеты

Ноги пляшут, очи плачут

Сегодня испанец Начо Дуато закрывает Чеховский театральный фестиваль

Этот материал вышел в № 82 от 30 июля 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Екатерина Васенинакорреспондент отдела культуры

Чеховский театральный фестиваль, верстая программу загодя за несколько лет, конечно, не мог предположить, что закрывающий программу-2010 спектаклем на музыку Баха испанский балетмейстер Начо Дуато под занавес феста станет главным...

Чеховский театральный фестиваль, верстая программу загодя за несколько лет, конечно, не мог предположить, что закрывающий программу-2010 спектаклем на музыку Баха испанский балетмейстер Начо Дуато под занавес феста станет главным ньюсмейкером русской балетной сцены. Впервые за сто с лишним лет после Петипа русскую балетную труппу возглавит иностранец, и снова в Петербурге. 31 июля контракт Дуато с Национальным театром танца в Мадриде истекает. Владелец фруктовых плантаций в Южной Америке, директор Михайловского театра Владимир Кехман подписал с Дуато контракт на пять лет с пролонгацией еще на пятнадцать — дело небывалое.

Но объяснимое. У Дуато безупречная балетная родословная, несмотря на позднее начало (пришел в танец в 18 лет). Учеба в лондонской школе Рамбер, у Бежара в «Мудре», в Центре танца Элвина Эйли в Нью-Йорке. Работа с Хансом ван Маненом и Иржи Килианом. Каждый из них — мегазвезда балетного мира. Классика, лучший танцевальный модерн и постмодерн, приправленные соками страсти испанского дуэнде, сообщают совершенствам современного балетного театра новые линии и чувства.

При Дуато, у которого много обязательств перед многими балетными домами по всему миру, нынешний главный балетмейстер Михайловского Михаил Мессерер продолжит работать, так же как прославленные звезды советского балета Никита Долгушин и Алла Осипенко продолжат работать репетиторами. С Дуато в жизнь театра войдет более современный репертуар, новые репетиторы и солисты, которые будут преподавать в Вагановской академии курс современного балета, а в Питере уже весной 2011 года запланирован масштабный фестиваль современного танца.

Для Москвы Дуато первым открыл Владимир Урин, директор Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, в репертуаре театра второй сезон — чувственный и изысканный балет Na Floresta. Осторожный Большой обещает постановку в новом сезоне. А 30 июля — последний шанс увидеть в Москве на Чеховском фестивале пластическую интерпретацию Баха, сочинение Дуато 1999 года для города Веймара, родины композитора.

В балете «Многогранность. Формы тишины и пустоты» люди танцуют музыкальные инструменты. Движениями воплощают характер их звучания, наверное, душу. Абстрактный танец подвластен единицам, это высшая математика движения. Геометрию тела испанцы насытили жаркой, томной красотой, как если бы прекрасные стройные уравнения, обычно оцененные только математиками, нарядились в шелка, оросили себя ароматными духами и стали привлекательными для многих.

Дуато — валенсиец, а в Валенсии свой язык и статус автономии. Гены диктуют самостоятельность языка и мысли.

Очень часто лучший танец — про дух, проявленный в пиковых точках мечты об освобождении от тела. «Многогранность» несет откровение духовного через совершенную пластику. Нет отрешенности и нет молитвенного экстаза, но есть дух музыки, он пронизывает тело, работающее как усилитель.

Пина Бауш, которой исполнилось бы на этой неделе 70 лет, говорила, что ей неважно, как люди движутся, но важно, что ими движет. Дуато движет любовь к великой музыке и поклонение ей. Он умеет воплотить ее в классических балетных формах с современными нюансировками. В чувственном авторском переводе.

30 июля на Новой сцене Большого театра, начало в 19.00

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera